В Тульской духовной семинарии открылась выставка «Книга цветов» Марины Корабельниковой – художника-флориста Государственного музея-заповедника «Ясная Поляна», организованная  культурно-епархиальным центром «Фавор» Тульской епархии.

Как отметила в приветственном слове Марина Михалёва, директор центра «Фавор», удивительная, яркая и многозначная экспозиция – настоящий подарок для семинарии и ее многочисленных гостей, которая обещает много открытий.

«И первое из них – изначально, исключительно по недоразумению выставка была названа флористической, а теперь, благодаря таланту Марины Николаевны Корабельниковой, мы знаем о японском искусстве ошибана, или живописи цветами, – произнесла Марина Александровна. — Однако нам предстоит сделать открытия не только на уровне знания слов, обозначающих это дивное искусство, но и на уровне смыслов, как это произошло с нами, пока мы готовили выставку».

В свою очередь Марина Корабельникова пояснила: название экспозиции – «Книга цветов» – подразумевает, что книгу можно написать о цветах, а можно – цветами.

«В этой книге, над которой я работала в течение года, как уже было отмечено, две части. Первая восходит к привычному для всех нас со школьных времен понятию гербария. Однако существуют и гербарии художественные. Именно этим флористическим направлением я занимаюсь в музее-усадьбе «Ясная Поляна», поддерживая традиции, заложенные его основательницей – Софьей Андреевной Толстой. Нельзя сказать, что мне удалось внести нечто принципиально новое в это направление, просто я сохраняю то, что создал Господь и доношу Его творения до зрителя, исходя из своих знаний, видения и, конечно, любви, – продолжила Марина Николаевна.-  Если говорить об ошибане – то это древнее искусство создания композиции из цветов и трав, которая затем сушится на плоскости под прессом. Зародилась ошибана еще в древности, в Японии, изначально занимались ею самураи. Мужественные воины не только искусно владели мечом, но и после боя создавали миниатюры из растений, чтобы достичь определенной концентрации духа, внимания, сбалансировать мысли и чувства. Одним словом, это целая философия со своими законами, и мне было интересно прикоснуться к ней. Так, в экспозиции сошлись две разные линии».

Продолжая знакомство с выставкой, Марина Корабельникова рассказала, что главный источник вдохновения для нее – родная природа, Ясная Поляна со всем ее богатством красок и настроений, любимая Львом Николаевичем и Софьей Андреевной. Хорошее тому подтверждение – отдельная глава в «Книге цветов», посвященная художественным гербариям, милым в своей скромной и трогательной простоте, за которой кроется тайна красоты.

Зрители узнали также, что сбор полевых и луговых растений – увлекательное, хотя и нелегкое занятие. Но еще более сложное – это процесс подготовки и хранения, тонкости которого мастер постигала опытным путем. Каждую травинку или цветок нужно собрать в свое время, чтобы при сушке они не потеряли цвет. Ведь художница старается не подкрашивать и не обрабатывать растения, чтобы композиции были выполнены из естественных материалов. Возможно, этим и объясняется притягательность и очарование работ Марины Корабельниковой – каждая травинка, былинка и соцветие в них показаны такими, какие они есть на самом деле. Тем интереснее наблюдать, по ее словам, как продолжается новая жизнь уже высушенных цветов и трав в картинах и панно. Постепенно, со временем, краски утрачивают яркость, и совершенно летняя композиция перевоплощается в осеннюю, по-своему привлекательную, с нотками сдержанного благородства.

«Живопись цветами прекрасно сочетается с другими художественными техниками, – обратила внимание собравшихся Марина Николаевна.- В моих работах природные материалы совмещены с акварелью, графикой и даже с живописью кофе – это новое и востребованное художественное направление».

Разнообразные по форме и содержанию работы Марины Николаевны изящно подчеркнуты стихотворениями Александра Карташова, известного тульского художника и поэта, и строками из японской поэзии.

Как и было обещано, Марина Михалёва поделилась со зрителями смысловыми оттенками и ассоциациями, которые возникли у организаторов выставки после прочтения «Книги цветов» Марины Корабельниковой и воплотились в экспонатах из семинарского собрания. И сразу стало понятно, почему экспозиция обрела иное название – «Больше, чем цветы»­, к которому художница, нужно отдать ей должное, отнеслась с пониманием.

«Говоря о красоте – потаенной или явной – цветов, мы неизбежно обращаемся к образам Божией Матери, где Она предстает пред нами в их окружении. Прежде всего – почитаемые и любимые образы Пресвятой Богородицы «Неувядаемый цвет» и «Благоуханный цвет», к которым добавлены акафисты, читаемые пред этими святынями, – пояснила Марина Михалёва.­ И мы надеемся, что наши мысли созвучны Вашим, Марина Николаевна. Даже когда, как Вы сказали, прекрасное лето превратилось в философическую осень из одних и тех же цветов, все рано неувядаемыми остаются идея, переживания и чувства художника. И это сродни тому, как относятся люди веры к Матери Божией».

Японский цикл выставки однозначно напомнил о Японии православной, неразрывно связанной с именем святого равноапостольного  Николая Японского (Касаткина), отправившегося в середине 19-го века в эту далекую страну, не знающую Единого Бога, с Благой Вестью.

Обратившись к иероглифам «любовь» и «самурай», Марина Михалёва напомнила собравшимся о том, как в начале трудов будущего святителя к нему явился воин с тем, чтобы лишить его жизни. Однако отец Николай сумел влюбить этого воинственно настроенного человека в Господа нашего Иисуса Христа.

«Иными словами, самурай стал любовью. Однако настолько разные по конфигурации иероглифы «самурай» и «любовь» дают нам понять, какой же подвиг совершил святитель Николай, как он послужил Богу, – подчеркнула Марина Александровна. – Внутренняя конфигурация человека, подобно внешней конфигурации иероглифа, совершенно изменилась».

Не остались без внимания и другие экспонаты: переложенный на японский язык 22-ой псалом Давида, образы Божией Матери, написанные японскими иконописцами и принятые в православных храмах Страны Восходящего Солнца, лаковые миниатюры, перекликающиеся с композициями Марины Корабельниковой, альбом с фотографиями Токио митрополита Тульского и Белевского Серапиона, который некогда нес послушание в Патриаршем подворье в Японии…

В завершение от имени семинаристов и участников события со словами благодарности и доброго напутствия к Марине Корабельниковой обратился священник Константин Ситников, преподаватель Тульской духовной семинарии и клирик тульского храма во имя святого благоверного князя Александра Невского, прихожанкой которого и является художница: «Замечено, когда человек в смятении чувств приезжает в святое место, например, в монастырь, он попадает не только на богослужение в храм Божий,  но и в окружение цветов. А монастырь – это образ Рая, образ Царства Небесного, – произнес отец Константин.-  Созерцание красоты цветов дарит человеку радость, душа его успокаивается. По слову святителя Иоанна Златоуста, созерцание природы во всем ее разнообразии, сотворенной Господом, и есть отдых для христианина. Реки, небеса, травы, деревья –  вся эта красота, щедро и с любовью расстеленная Господом, это источник умиротворения, душевной чистоты и внутреннего покоя. От души желаем Вам, Марина Николаевна, помощи Божией в творчестве, которым Вы несете людям радость».

Выставка «Больше, чем цветы» Марины Корабельниковой продолжит свою работу в выставочном зале до 10 ноября 2019 года по адресу: Тула, ул. Староникитская, 75, Тульская духовная семинария, второй этаж.

Марина Полянская, фото Александра Морозова