В тульском лицее № 25 имени Никиты Демидова состоялась встреча преподавателей с клириком Свято-Вознесенскго храма отцом Александром Соколовым и секретарем миссионерского отдела Алексеем Ярасовым.

Разговор зашел об отношении к православию, которое закладывалось еще в советское время, когда молодежи ходить в храм запрещалось. И постепенно складывалось в обществе мнение, что это – вера закапанных воском старушек. С началом 90-х, когда все стало разрешено, у многих наших сограждан возникла другая проблема: как вести себя в храме. Общество оказалось неподготовленным к этому, за 70 лет прервались все связи, выросло несколько поколений людей, ничего не знающих о вере предков. Отец Александр беседовал с собравшимися о том, как делать первые шаги к Церкви и в церкви: как одеваться, подходить к иконам, ставить свечи к празднику, о здравии, об упокоении. Есть и еще проблема: впервые переступивший порог храма еще не ориентируется там, и тут начинаются замечания со стороны «знатоков веры». Слушать ли их? Недаром был период в 90-е, когда в некоторых церквях висели объявления: «Замечания может делать лишь священник». А если что-то непонятно, лучше обратиться к служащим в храме, к тем, кто стоит за свечным ящиком.

– Службы у нас в храмах проходят на церковнославянском языке, и, чтобы понимать, о чем идет речь, можно купить словарь, они продаются повсеместно, – посоветовал отец Александр. – А еще, чем чаще человек ходит в храм, тем скорее он начинает понимать этот язык. Как-то на пресс-конференции митрополиту Тульскому и Ефремосвкому Алексию был задан вопрос, почему Церковь не переходит на современный язык. И Его Высокопреосвященство ответил: «Наша повседневная речь порой бывает так захламлена словами иностранными и вновь образованными, а то и вульгарной бранью. А церковнославянский – это язык праздничный, предназначенный для общения с Богом…» Да и потом, для того, кто посещает храм два-три раза в год, переводить службу на современный русский язык не имеет смысла, а те, кто часто посещает церковь, все понимают: это же не иностранная речь, так говорили наши предки несколько веков назад…

Затем преподаватели задавали священнику разные вопросы: что такое соборование, как подготовиться к исповеди, как освятить крестик, купленный в ювелирном магазине, сколько стоят требы в храме? А как быть, если нет денег?

– Но, если пусто в вашем кошельке, вы же не перестаете быть православным христианином, правда? Значит, вам помогут бесплатно, – был ответ.

– Пожертвования на храм были во все времена, – пояснил Алексей Ярасов. – Именно поэтому до наших дней сохранились церкви: их поддерживали, ремонтировали не только на средства богатых благодетелей, но и на пожертвования простых прихожан. И всегда малоимущему пойдут навстречу в любом храме и совершат бесплатно любое таинство.

– Не надо принимать церковь за «бюро духовных услуг», – продолжил беседу отец Александр. – Это не в магазине: заплатил – получил, здесь все вершится с молитвой, с большой духовной работой. А сумма рекомендуемых пожертвований чаще зависит от состояния храма: посмотрите, как много разрушенных церквей сегодня в России, там же можно фильмы про войну снимать – ни стен, ни крыши, ни окон и дверей. И наши пожертвования – это попытка восстановить их былое великолепие. Да и потом, городской храм и сельский, где совсем маленький приход, тоже находятся в разных условиях…

В ответ на вопрос, сколько было храмов в стране до 1917 года и сколько действует сейчас, собравшиеся узнали, что в России раньше было 66 тысяч храмов, а в Тульской губернии – около 700: приходских, домовых, при учреждениях, приписных, где служба совершалась по определенным дням. По данным 2010-го года, в России около 30 тысяч действующих храмов, а в Тульской области их чуть больше 200. В губернском центре до 1917 года было 66 различных храмов, на сегодняшний день – около 30. Но не будем забывать, что население регионального центра за прошедшие сто лет выросло почти в пять раз.

Был вопрос и о приметах, связанных с крещенской водой: можно ли пить ее из общей емкости, ставить посудину на пол и прочее?

Отец Александр разъяснил, что нет разницы между водой, взятой 18 и 19 января, это одно и то же таинство. Просто в древности часть паломников не успевали прийти в храмы к празднику, и ради них чин освящения свершался еще раз. Это великая святыня или, как ее еще называют, великая агиасма, и к ней надо относиться с благоговением. Если на пути домой человек устал и поставил сумку с водой на землю, ничего страшного в этом нет. Пить воду надо натощак, но, если среди дня кому-то станет плохо или возникнет еще какая необходимость испить святой водицы, это не возбраняется.

Был вопрос и об охране храмов, на который священник ответил так:
– Самая главная защита для них – наше отношение. Если воспринимать храм как памятник архитектуры, красивое здание, тогда возможны и поджоги, и прочие безобразия, вроде кощунственных плясок, как было в прошлом году. Впрочем, еще в античные времена Герострат поджигал храм… Но даже если поставить в каждой церкви по наряду полиции, это не решит проблему. Есть сторожа, которые по ночам осуществляют контроль за территорией, но и это не исключает различные провокации. Но если мы с вами будем относиться к храмам, как к местам присутствия Божия, благоговеть и почитать их, они будут стоять еще долгие века в сохранности.

Пресс-служба миссионерского отдела