В стенах ГОУ ТО «Тульская общеобразовательная школа-интернат» состоялось очередное занятие в рамках лектория «Русская живопись в живых картинах» на тему «Образ женщины-хозяйки: от народных сказок до Священного Писания».

Каждая такая встреча с воспитанниками школы-интерната – это возможность не только приобщить их к русской живописи в форме, адаптированной сообразно возрасту, но и к национальным культурным традициям, духовным общечеловеческим ценностям. Побывав на одном из таких занятий, мы увидели, как на ожившем языке живописи, можно объяснить современным детям, самые главные простые и в то же время сложные нравственные понятия.

Открывая занятие, Наталья Павловна Фундаева – методист Церковно-археологического кабинета Тульской Духовной семинарии — сказала: «Дорогие ребята! Тема нашего сегодняшнего занятия достаточно интересная: мы поговорим о хорошо знакомой вам русской народной сказке «Царевна-лягушка», опираясь на иллюстрации известного русского художника Ивана Яковлевича Билибина. Также мы вместе ответим на вопрос: почему Иван-царевич прошел столько непростых испытаний, чтобы его женой стала Царевна-лягушка? Чем она его привлекла, чем понравилась? Порассуждаем на тему, каких именно девушек брали себе в жены главные герои сказок и не только русских – царевичи, короли и принцы? Какие качества для них были главными? Мы с вами узнаем, как в былые времена в настоящей жизни люди создавали крепкие семьи, в которых царил порядок и благополучие».

Но прежде, ребята с помощью великолепных иллюстраций Ивана Билибина, которые демонстрировались на интерактивной доске, все дружно — и старшие, и младшие- вспомнили сказку «Царевна-лягушка». Великолепные рисунки известного художника на какое-то время перенесли их во времена Древней Руси: расписные терема, шитые золотом сарафаны, богато украшенные кокошники, боярские кафтаны, посуда, утварь… Во всем этом чувствуется «дыхание старины», с ее самобытным представлением о красоте, традиционным укладом жизни, обычаями и правилами.

Однако в центре внимания все же был образ Царевны-лягушки. Анализируя каждый поступок главной героини сказки, ее речи, ребята нашли объяснение, почему Иван-царевич, который сначала впал в отчаяние из-за того, что ему попалась такая некрасивая «невеста» из грязного болота, со временем был просто пленен ею.

Невероятные хозяйственные способности лягушки, заботливость, приветливый и миролюбивый характер, за который ее так полюбили разные зверушки, мудрость и рассудительность, делают ее куда пригляднее ни к чему не приспособленных, ленивых, да еще и откровенно глупых девушек из боярского и купеческого двора. А уж когда Царевна-лягушка меняет свой облик и превращается в Василису Прекрасную, то Иван-царевич просто не может ее разлюбить и отправляется на ее поиски, как и подобает настоящему мужчине, сильному и смелому.

Вспомнили ребята и другие сказки, в которых избранницами богатых наследников становятся простые и скромные, но добрые, трудолюбивые и разумные девушки: «Золушка», «Крошечка-Хаврошечка», «Сестрица Аленушка и братец Иванушка», «Морозко»! – выкрикивали они наперебой.

«Как известно, ребята, сказки – это отражение народной мудрости, народных представлений о том, как жить правильно, как в самом начале строить свою семейную жизнь, — вновь обратилась к своим слушателям Наталья Павловна. – Однако в XVI веке во время царя Ивана Грозного его духовником новгородским протопопом специально был составлен свод правил под названием «Домострой», в котором подробно были изложены все требования к хорошей жене и к хорошему мужу, давались советы, как строить отношения, вести хозяйство, воспитывать детей. Семья в то время строилась как государство, где главным – государем – был супруг, а его верной помощницей и опорой – жена».

В качестве красноречивого примера патриархальной русской семьи на экране демонстрируется картина Андрея Рябушкина «Купеческая семья».

«Нужно сказать, что большая часть обязанностей в семье ложилась именно на плечи женщин, они должны были уметь делать очень многое, — продолжает Наталья Павловна.- А что именно, вы узнаете из картин русских живописцев». Глядя на сменяющие друг другу полотна Венецианова, Васнецова, Маковского и других известных художников, изображающих женщин за различными занятиями, ребята и сами пришли к выводу, что быть хорошей женой – означает уметь практически все.

Недаром в «Домострое» в главе 20 под названием «Похвала женам» сказано: «Еще дарит Бог добрую жену, которая дороже драгоценного камня, такая безвозмездно делает своему мужу «благожитие», если у нее появятся материалы для прядения, то она сделает нужную вещь своими руками быстро, как торговый корабль.., увеличивает она от плодов своих рук достояние намного, и муж не должен думать о доме, и число дней его жизни удвоится, если у него есть такая жена; хорошая будет наградой тем, кто боится Бога, ибо жена делает мужа своего добродетельней. Жена добра и трудолюбива, и молчалива, такая жена – хвала мужу и честь».

Но самое главное, что узнали ребята, что «Домострой» восходит к Священному Писанию, а именно к изложенным в Ветхом Завете притчам царя Соломона. «Кто найдет добродетельную жену? Цена ее выше жемчугов; уверено в ней сердце мужа ее, и он не останется без прибытка; она воздает ему добром, а не злом, во все дни жизни своей» — так мудрый царь более трех тысячелетий назад говорил о хорошей жене.

Наталья Павловна попросила своих слушателей самим подвести итоги встречи, поделиться своими впечатлениями и мыслями после нее.

Говорит Настя Полетаева: «Я поняла, почему раньше семьи не распадались так часто, как теперь. Потому что и муж, и жена подходили к ее созданию ответственно. Но больше всего, конечно, зависело от женщины. Она должна была быть трудолюбивой, терпеливой, мастерицей на все руки и во всем послушной главе семьи».

Согласна с Настей и Олеся Архипова: «Крепкая семья там, где жена всегда поддерживает мужа, а муж – жену. А еще – когда они оба уважают друг друга. Но все же женщине гораздо тяжелее, чем мужчине».

Марина Полянская, фото автора