Студенты ТДС побывали в Тульском областном художественном музее, на очередном занятии лектория «Искусство реставрации». Занятие провела реставратор музея, недавняя выпускница Суздальского художественного училища Кристина Креминская.

Ровно месяц назад Кристина приняла участие в I Семинариуме «Иконописный образ. Взгляд сквозь века». Студентам хорошо запомнился её доклад о хранении икон в условиях храма. Тема многих заинтересовала, поэтому занятие лектория началось с вопросов: как поддерживать условия, обеспечивающие сохранность икон; что делать, если икона «заболела»; где найти профессионального специалиста?.. Кристина ответила на эти и множество других вопросов, а затем перешла к теме реставрации. Она рассказала о своей недавней, очень сложной работе – восстановлении Корсунской иконы Божией Матери. Студенты вспомнили историю этого древнего образа.

Согласно преданию, икона была написана святым апостолом и евангелистом Лукой ещё при жизни Пресвятой Богородицы. Существуют две версии её появления на Руси. По первой версии, список с образа в 988 году был принесен из Корсуни в Киев святым равноапостольным князем Владимиром. Позже икона попала в Новгород, а оттуда – в Москву, в Кремлевский Успенский собор.

По другой версии, образ был принесен из Византии на Русь в 1162 году преподобной Евфросинией Полоцкой: она основала в Полоцке Спасскую обитель и построила там церковь в честь Пресвятой Богородицы, которую пожелала украсить древнейшим образом Корсунской (Эфесской) Божией Матери, написанным евангелистом Лукой. Евфросиния отправила богатые дары греческому императору и патриарху с просьбой прислать эту икону. Просьба была удовлетворена – образ отправили на Русь из Эфеса. Украсив икону золотом, серебром и драгоценными камнями, Евфросиния поставила её в храме Богоматери.

Относительно названия иконы – Корсунская – существует две версии: в те времена слово «корсунский» было синонимом прилагательного «красивый»; или икона получила название Корсунской, потому что её везли через Корсунь и она пробыла там около года.

Образ, который предстояло реставрировать Кристине, находился в плачевном состоянии. Много фрагментов было утрачено, плохо сохранился лик Богоматери. Казалось, восстановить икону не удастся. Не раз собирались целые консилиумы специалистов – размышляли, что можно сделать.

Интересно, что об иконах реставраторы говорят, как врачи о пациентах. «Заболела», «лечить» по отношению к иконе – общепринятая среди реставраторов терминология. «Многие иконы ведут себя, как живые, – рассказывает Кристина. – Одни как будто хотят, чтобы их побыстрее «вылечили», другие – сопротивляются, «капризничают».

Корсунской иконой Божией Матери Кристине пришлось заниматься долго. Алгоритм «лечения» никак не выстраивался, и вдруг – озарение! И работа пошла. Кристина раскрыла все свои профессиональные секреты – подробно рассказала семинаристам о методах, о материалах, которыми пользовалась; показала, как выглядела икона на каждом из этапов реставрации. На фотографиях видно, как лик Богородицы постепенно проявляется, становится яснее, отчётливее. И вот, наконец, получен долгожданный результат – оживший, возвращённый в своё изначальное состояние образ. Для реставратора очень важно не привнести в икону ничего своего, а лишь постараться с максимальной достоверностью и деликатностью восстановить утраченное.

Студенты узнали о том, что эта трудная, кропотливая работа требует от специалиста не только глубоких знаний, мастерства и вдохновения, но и умения правильно оформить документацию – от ежедневной фиксации реставрационных процессов в дневниках до итогового отчёта, паспорта реставрации.

Все эти знания необходимы будущим священникам, чтобы в случае необходимости квалифицированно оценить состояние икон в храме, создать оптимальные условия для их хранения, выявить проблемы, а главное – суметь хороших специалистов от дилетантов.

Лекторий «Искусство реставрации» продолжается, студентам предстоит ещё многое узнать, многому научиться. Следующее занятие Кристина предложила провести на базе семинарского Церковно-археологического кабинета.

Марина Горчакова, фото Сергея Макшанова