В миссионерском отделе была проведена секция региональных Рождественских образовательных чтений на тему «Русская православная Миссия в Китае».

Ее открыл руководитель отдела протоиерей Павел Картушин, обратившись к собравшимся, он сказал:

Рождественские Чтения, прежде всего, важны тем, что помогают развивать отношения Церкви и общества. Темы, которые выбираются для этого форума, как правило, касаются масштабных проблем образования, культуры и других важнейших сфер жизни. В этом году их тема – «К 350-летию со дня рождения Петра I: секулярный мир и религиозность».

А тема моего доклада сегодня – «Русская православная миссия в Китае», поскольку этот император ее учредил своим указом. 

Докладчик поведал о том, что православные миссионеры появились в этой стране только в XVII веке. При этом они окормляли небольшую общину христиан, которые попали в Китай в результате войны в Приамурье.

Затем речь зашла о деятельности священника Максима Леонтьева, которого привезли с собой пленные албазинцы. Он стал первым православным миссионером в тех краях, разделив участь узников. Покидая место прежнего служения, взял с собой немного церковной утвари, а также икону святителя Николая Чудотворца – в его честь была освящена первая православная часовня в тех краях.

Петр Первый, узнав, что в Китае устроена православная церковь, посчитал необходимым улучшить отношения между государствами — так была основана Русская Духовная Миссия, которая прибыла в эту страну в 1715 году, уже после смерти отца Максима.

Затем докладчик рассказал об этапах развития отношений между нашими странами в разные периоды времени, об их укреплении – чему способствовала Русская Духовная Миссия, участники которой были одновременно и послами России в Китае. Об этом писал один из первых ее историографов иеромонах Николай (Адоратский): «В глазах китайцев Миссия наша не имела политического характера, но, тем не менее, начальникам и членам ее часто удавалось приобретать расположение тех лиц, которые так или иначе могли влиять на ход политических дел Китайской империи… Все это делалось не без ведома китайских властей». 

Отец Павел отметил также, что важнейшую роль в многогранной деятельности Миссии занимало научное направление: вместе с миссионерами в Китай направлялись студенты со знанием латинского языка для изучения китайского, маньчжурского и монгольского языков. При этом члены КДМ имели уникальную возможность заниматься исследованиями культуры этой страны, а также вели просветительскую работу. Здесь смогли себя проявить географы, врачи, художники.

Весомый вклад РДМ в изучение Китая, а также в российско-китайский диалог признают не только отечественные, но и современные китайские ученые. Так, профессор Су Фэнлинь отмечает: «Именно благодаря стараниям этих людей российское китаеведение избежало влияния западной синологии и, основываясь на собственном независимом разумении, смогло сформировать свой самобытный облик и продолжает оставаться в истории развития мирового китаеведения одной из самых значительных его страниц».

Заместитель руководителя миссионерского отдела Алексей Ярасов выступил на секции с докладом «125 лет журналу «Миссионерское обозрение».

Это – официальное издание Синодального миссионерского отдела Русской Православной Церкви, которое было учреждено в 1896 году, поначалу выходило в свет в Киеве, затем – в Санкт-Петербурге.

Журнал был создан для борьбы со старообрядческим расколом и сектантством, выходил объемом 8-10 листов в двух отдельно издаваемых частях. Первая служила специальным координирующим органом для миссионеров. В ней помещались сведения о церковно-гражданских узаконениях, касающихся сектантов, статьи по миссионерской методике, материалы о современном состоянии сектантства и старообрядчества в России.

Вторая часть включала статьи с изложением святоотеческих учений, в которых особое внимание обращалось на места, иначе трактуемые сектантами разных направлений. Публиковались избранные патриотические сочинения, а также содержались все приложения к журналу: поучения, внебогослужебные беседы и специальные «Миссионерские листки» для народа.

Вот выдержка из статьи, вышедшей в 1906 году к 10-летию «Миссионерского обозрения»: «Более десяти лет тому назад Василий Михайлович Скворцов, живя в Киеве и имея близкое соприкосновение с штундизмом, сначала в качестве любителя-исследователя этого сектантства, потом – противосектантского городского миссионера и преподавателя раскола и сектантства в Киевской духовной семинарии, и наконец – чиновника особых поручений при Киевском, Подольском и Волынском генерал-губернаторе, а потом старшего чиновника особых поручений при обер-прокуроре Священного Синода… пришел к заключению, что есть настоятельная нужна в подобном издании.

Появление первого тогда в России периодического органа противосектантской миссии наделало немало шуму. Приветливо и с радостью журнал был встречен всеми ревнителями веры и благочестия…»

Как показывает статистика, за десять лет существования журнала «Миссионерское обозрение» его тираж вырос почти в три раза: от 80 до 210 тысяч экземпляров: то есть, читатели нуждались в этом издании. 

Выпуск прекратился в 1916 году, а в 1996-м журнал возрожден как печатный орган созданного в конце 1995 года Миссионерского отдела при Священном Синоде Русской Православной Церкви.

Докладчик отметил, что многие секты, которым противостояли православные миссионеры в начале ХХ века в наши дни фактически прекратили свое существование: в 90-е годы прошлого столетия и сегодня в России действуют совсем другие религиозные организации. 

Завершая работу секции, протоиерей Павел Картушин напомнил слова из обращения Апостола Павла к Солунским христианам, где тот призывает их, «испытывая все возможное, держаться исключительно доброго».

Следуя этому мудрому не только в духовном, но и в житейском отношении совету, сегодня необходимо с особой внимательностью рассмотреть и оценить процессы, происходящие в области образования и воспитания, и выработать наиболее эффективные методы взаимодействия Церкви и общества для решения наиболее важных вопросов современности, — отметил отец Павел.

Марина Панфилова

Фото автора