В школьном музее Центре образования поселка Волово одноименного района открылась выставка «Рождество Христово на старых открытках» епархиального культурно-просветительского центра «Фавор».

Первыми посетителями выставки стали ученики первого и третьего классов, а также их дорогие гости – протоиерей Алексий Резухин, благочинный церквей Воловского округа, и протоиерей Владимир Федак, настоятель местного Свято-Знаменского храма.

Отец Алексий благословил собравшихся и предварил открытие экспозиции напутственным словом, в котором порадовался тому, что ребята приобщаются к родным традициям празднования Христова Рождества с такой интересной и необычной стороны.

Директор епархиального культурно-просветительского центра «Фавор» Марина Александровна Михалева предложила школьникам  ознакомиться с выставкой и стать участниками познавательного занятия.

Но для начала ребятня мысленно перенеслись в 1880 год, в теплый и солнечный Крым и погрузилась в историю возникновения в России рождественских открыток. Потому что началась она со встречи художника Гавриила Кондратенко с нищенкой преклонных лет. Разговорившись с этой смиренной, плохо одетой женщиной, художник узнал, что в прошлом она была сестрой милосердия, и во время Русско-Турецкой войны 1878 года помогала раненым русским воинам. Судьба ее тронула Гавриилу Павловича, и он решил создать благотворительную организацию для поддержки не только сестер милосердия, оказавшихся забытыми, но и всем нуждающимся.

Узнали дети еще одно  имя – принцесса Евгения Ольденбургская. Благодаря помощи этой аристократки, обладающей множеством титулов, а главное – отзывчивым сердцем, в 1983 году появилась Община святой Евгении. Благотворительное общество было названо в честь небесной покровительницы принцессы. Община опекала Петербургский комитет попечения сестер милосердия, Максимилиановскую больницу, приюты, богадельни. А чтобы получать средства для помощи нуждающимся, было решено начать выпуск почтовых карточек, украшенных репродукциями работ русских художников, поддержавших идею Кондратенко. Первая партия художественных открыток, а они до сего момента были редкостью и привозились из-за рубежа, получилась небольшой. Но со временем тиражи росли, а вместе с ними возрастала и русская традиция «открытых писем».

С радостью школьники отнеслись к предложению примерить на себя роль художников: позировали у мольберта, учились правильно держать кисти и палитру – части набора художника из собрания семинарского музея. А когда Марина Александровна перешла к репродукциям дореволюционных рождественских открыток, удивились: как много, оказывается, они могут поведать о торжестве!

Каждый планшет (а всего их на выставке четырнадцать) с подборкой карточек – это отдельная тема для разговора. Красота заснеженных лесов и полей с сияющей над ними Вифлеемской звездой и парящими ангелам сменяется притихшими в сумерках домами у сельской околицы. Иные по настроению живописные картинки елочных базаров и ярмарок, народных гуляний и развлечений, которые разрешались с наступлением Святок.

Запомнились открытки, рассказывающие, как праздновали ранее Рождество Христово в кругу родных и  друзей: наряжали елки, украшали дома, готовили щедрое угощение. Еще одна  традиция – семейные концерты и дружеские костюмированные балы. Позабавили ребят карточки с поющими христославами, удалыми молодцами и красными девицами, обменивающимися подарками, и, конечно, сказочные зарисовки.

Нужно отметить, что ни одна художественная деталь не ускользнула от внимательного детского взгляда, и в каждом сюжете юными зрителями было подмечено что-то доброе и поучительное.

Марина Александровна обратила внимание, что при всем разнообразии сюжетов на почтовых карточках конца 19 – начала 20  столетий не найти изображений Богомладенца, Пресвятой Девы Марии, святого Иосифа Обручника, самого евангельского сюжета о чудесном пришествии в мир Сына Божия и Сына Человеческого.

«Нужно сказать, что изображения ангелов на открытках в России появились не сразу, а годы спустя, – продолжила она.- Однако на изображение образов Святого Семейства, Спасителя, святых существовал негласный запрет, не требовавший пояснения. Благоговение перед Господом и Его святыми угодниками  для людей того времени был настолько сильным, что они и в мыслях не могли допустить, что святые лики можно поместить на «открытых письмах». Ведь они проходили через множество рук работников почты, на них, как вы знаете, до сих пор ставятся печати, по пути почтовые карточки могли испачкаться или помяться. А это совершенно недопустимо по отношению к изображениям святых».

Общение с ребят с Мариной Александровной не ограничилось только темой рождественских дореволюционных открыток. На выставке также представлены книги из собрания семинарского Церковно-археологического кабинета, которые впечатляют не только внушительным «возрастом», но прежде всего – содержанием. И центральное место среди них занимает Новый Завет – источник знаний о Рождестве Христовом.

Так, прозвучавший отрывок из «Послания на новый год» святителя Иоанна Златоуста из «Сборника поучений» конца 18 века стал поводом для размышлений над вопросом: вступить в новый год или вступить в Рождество Христово – как от этого меняется содержание праздника, содержание нашей жизни. В итоге единодушно пришли к выводу, что Рождество Христово не устаревает, его свет не меркнет, а еще долгие дни согревает и обновляет нас изнутри, в отличие от новогоднего блеска, шума и огней, воспоминания о которых скоро стираются из памяти.

Обратились посетители выставки и к специальному Рождественскому номеру детского журнала «Задушевное слово», известного в дореволюционной России. Подбирая синоним к слову «задушевный», ребята решили, что самый замечательный из них – «душистый». Ведь праздник Рождества Христова, действительно, душистый и благоуханный, поэтому рождественские почтовые карточки украшают фиалки, незабудки и ландыши.

Подводя своеобразный итог встречи, Марина Александровна провела традиционную импровизированную викторину, показавшую насколько хорошо школьники запомнили имена и исторические события. В финал вышла Матрона Федак, получившая от центра «Фавор» памятный подарок.

А завершилось познавательное занятие творчески: мальчишки и девчонки, вооружившись настоящими перьями и чернильницами, подписали  родным и близким рождественские открытки – предусмотрительно репродуцированные и распечатанные заранее.

Марина Полянская, фото предоставлено МКОУ «Воловский центр образования»