В миссионерском отделе Тульской епархии в рамках Дня православной книги прошел круглый стол на тему «Псевдоправославие». 

Председатель отдела иерей Павел Картушин в своем выступлении коснулся актуальной во все времена проблемы: появления младостарцев и пророков всех мастей, что с завидной регулярностью вещают, исцеляют и завлекают наивных в свои общины, которые, по сути, являются сектами. 

Русское старчество – плоть от плоти старчества вселенского, – основываясь на опыте великих египетских старцев, духовников Древней Церкви, имело и имеет и специфические черты с самой проповеди Евангелия на Руси, с момента ее крещения. Жизнь Церкви в России сложилась таким образом, что учителями, духовными авторитетами и наставниками народа были духовники, чаще всего монахи, старцы знаменитых обителей. 

Русское иночество от самых первых веков христианского просвещения Русской земли составляло особую и очень важную сторону жизни Русской Православной Церкви. Традиция монашества и связанного с ним старчества, духовничества, как живой основы монашеской жизни, не прерывалась в недрах церковных, несмотря на многие тяжелые события на Руси, нашествия, разные духовные и антидуховные влияния, преобразования, увлечения. 

Старческое служение – в русском понимании – это служение особое. – Старец – святой человек, а старчество – благодатный дар от Бога. У старца нет возможности общаться с каждым, вникать в перипетии жизни, и поэтому к старцу идут не как к духовнику, а как к прозорливцу, который ведом Духом Святым, может дать верный совет. Вот почему старцы так популярны. Люди хотят видеть святых, и всегда будут искать с ними встреч, – говорит протоиерей Владимир Воробьев, настоятель московского храма в Кузнецах, ректор ПСТГУ, крупнейшего православного вуза страны. 

Но под «старческой внешностью» нередко скрываются шарлатаны или же люди, находящиеся в прелести. Как отличить истинного старца от фальшивого? «Признак настоящего старца – смирение. Истинный старец бежит от похвал, превозношения и людской молвы», – считают отцы Церкви. 

Для неофита, равно как и для человека маловоцерковленного, определить лжестарца довольно сложно. Так же, как подделку от произведения искусства может отличить только профессионал, особенно если подделка выполнена достаточно тонко, отличить старца от шарлатана иногда очень непросто, для этого нужен опытный человек. 

На что обратить внимание, если вас кто-то приглашает в поездку «к старцу»? «Очевидно, что настоящий старец никогда не навязывает свою волю, не лишает человека свободы выбора, – предостерегает профессор Православного Свято-Тихоновского университета Александр Дворкин. – Псевдостарец всегда больше похож на гуру и требует беспрекословного подчинения себе. Гуруизм, в принципе, и есть синоним младостарчества. Настоящее отсечение воли, о котором пишут святые отцы, это особая монастырская практика, предназначенная исключительно для монашествующих. Но здесь мы говорим о сознательном повиновении, а не о слепом сектантском послушании, что как раз характерно для лжестарчества. 

Кроме того, можно обратить внимание на неканонические иконы со Сталиным, Распутиным, Иваном Грозным. «Это однозначный сигнал, – считает Дворкин. – Малоцерковному человеку сложно оценить степень догматических заблуждений, которые могут разделяться общиной псевдостарца. Но некоторые признаки сложно не заметить. Если данная группа противопоставляет себя священноначалию, если старец начинает с приказаний, если в учении старца присутствует отрицание всей светской культуры, не критика какой-то из ее частей, а принципиальное отрицание культуры как «сатанинской», «нечистой» – все это знаки, на которые надо обратить внимание». 

Целительство – одна из многих «специализаций» псевдостарцев, впрочем, как и «пророчество». По советам таких «святых» в начале девяностых сотни человек продали свои городские квартиры и в ожидании скорого пришествия антихриста удалились в леса. Только вот средства от продаж поступали на счета к новоявленным пророкам. 

И еще: если поклонники «духовника» начинают говорить, что их община – особенная, что только она по-настоящему православная, в отличие от всей (или почти всей) остальной Церкви, что только у них сохранена истинная традиция, надо быть осторожными! Поэтому, отправляясь к «старцу», христианин оставляет этот поступок на собственной совести, самостоятельно определяя, кто стоит перед ним: святой подвижник, имеющий старческий дар, или шарлатан. Ни гарантий, ни знака качества тут быть не может. «Если вы сомневаетесь, спросите знающего человека, духовника», – советует отец Владимир Воробьев. 

«Проблема младостарчества сегодня существует не только в России, но и у греков сербов»,- подчеркнул в своем докладе отец Павел. Он привел много примеров появления новых «святых», «пророков», занимающихся шарлатанством и зачастую получающих немалые средства с «прихожан» за свои услуги. А еще председатель миссионерского отдела обратил внимание присутствующих на очень важный момент, о котором говорят сегодня лучшие представители духовенства Русской Православной Церкви: старец должен мыслить трезво – это обязательное условие. Если «старец» высказывает какие-то абсурдные идеи, противные преданию Церкви, не стоит обращаться к такому, его советы могут только навредить. 

Секретарь миссионерского отдела Алексей Ярасов в своем сообщении коснулся проблемы появления печатной продукции псевдоправославного содержания, получившей распространение на Тульской земле. Список ее весьма обширен, рассказать обо всех невозможно, но отличить ересь от истины можно: если издатель желает, чтобы его печатная продукция распространялась через храмы и монастыри, он обязан получить в Издательском Совете Русской Православной Церкви особый гриф. То есть книги, брошюры направляются в Совет, эксперты просматривают текст и дают свое заключение. 

Алексей Викторович рассказал, в частности, что в Тульской области имели место проповеди некоего Игнатия Тихоновича Лапкина. Он именует себя «православным миссионером», ездит по России с проповедями, посещал и нашу область. Также возглавляет так называемую «Крестовоздвиженскую общину РПЦ Барнаула», основной костяк которой, судя по всему, находится в деревне Потеряевка Мамонтовского района Алтайского края. 

В Интернете об этой организации удалось найти следующую информацию: «В последнее время чрезвычайно активизировалась секта Игнатия Лапкина, именующая себя общиной РПЦ. Она сформировалась с советских времен и долгое время существовала, как часть Ишимско-Сибирской епархии РПЦЗ (Русская Православная Церковь Заграницей), пользовалась покровительством епископа Евтихия. В этой «общине» настоятель – протоиерей Иоаким Лапкин, но его не слышно, не видно, а всем заправляет его брат – мирянин Игнатий…» 

В 2007 году состоялось объединение Зарубежной Православной Церкви с Русской Православной Церковью Московского Патриархата. Что же касается «общины Лапкина», то она не вошла в состав Барнаульской епархии Русской Православной Церкви. И вообще, Игнатий ведет себя агрессивно по отношению к Русской Православной Церкви, о чем пишет в своих книгах, а у него вышло уже как минимум 18 томов «духовных трудов». Есть информация, что у лапкинцев практикуется перекрещивание ранее крещеных в православии людей. На официальном сайте Кемеровской епархии сообщается: 

«Православные апологеты предостерегают кузбассовцев от приобретения и прочтения литературы Игнатия Лапкина, который, в частности, утверждает, что «почитание мощей в церковной практике – война против Слова Божия». По Уставу жителей Потеряевки, им категорически запрещается общение с миром, обращение за помощью к неверующим по возможности надо сводить до минимума. Все это напоминает жизнь адептов в сектах «Белое братство», «Богородичный центр», «Анастасия», «Звенящие кедры» и других…». 

В докладе было также показано, как новораскольничья газета «Дух христианина» трансформировалась в «Православный крест». Но суть ее при этом не изменилась, там печатается информация, основанная на суевериях, ложных измышлениях. 

Появляются брошюры и книги об ИНН и электронных чипах, Алексее Пензенском, Пелагеи Рязанской, как следует из брошюры о ней, предсказывавшей приход антихриста в 1999 году, Славике Чебаркульском, иеросхимонахе Сампсоне и прочих «пророках» нашего времени. Суть в них та же – искажение православного учения, суеверия, а порой и откровенная война и против Церкви, и против государства. 

Клирик Свято-Вознесенского храма отец Александр Соколов рассказал присутствующим о псевдоиконах и о том, как отличить их от подлинных. В православных храмах нас окружает множество образов, есть древние, намоленные, дошедшие до наших дней из глубины веков, есть и созданные недавно. 

Но, к сожалению, есть и такие, что иконами назвать нельзя. Сегодня сказывается семидесятилетний период материалистических воззрений, и вместо того, чтобы прислушиваться к голосу Матери-Церкви, некоторые адепты новонаписанных псевдоикон весьма агрессивно и настойчиво проталкивают в жизнь эти образы. А встречая негативную реакцию духовенства, обвиняют его представителей ни много ни мало как в иконоборчестве. Их аргументация при этом проста: жизнь не стоит на месте, появилось множество святых чудотворных, и в то же время, гонимых духовенством образов, к которым так и льнут толпы верующих, однако, это никого из священства не вразумляет. 

Но если все представители духовенства выступают против псевдоикон, то стоит задуматься, а являются ли они в действительности иконами? Да и как оказывается при дальнейшем исследовании, не такие уж многочисленные толпы бегут к ним на поклон. Недаром сами адепты называют себя «малое стадо», тем самым отделяя себя от общего числа православных людей, которые верны нашей Церкви. Так что же не устраивает духовенство в этих иконах? 

Принципом иерархичности строения церковного общества в канонической церкви пронизано все церковное искусство – это основной принцип православной Церкви. И нарушение их ведет за собой отпадение от соборного тела Церкви и уклонение в ересь или раскол. Докладчик остановился на определении каноничности образа, на правилах и символах, на вековых иконографических канонах, позволяющих судить, является ли иконой данный образ. Основным критерием, предъявляемым к образу, является его литургичность, он неотделим от истинного Боговоплощения и искупительной крестной жертвы Спасителя. Было подчеркнуто и главное: православная икона пишется с благословения священноначалия. 

Таким образом, для канонической иконы характерна подчеркнутая условность изображения, когда показывается не столько сам предмет, сколько его идея, все подчинено раскрытию внутреннего смысла. Иконописный канон ориентирован на обобщенный, символический образ, в котором индивидуальные черты едва намечены – ровно настолько, чтобы образ был узнаваем. Также на православных иконах отсутствуют черты чувственности, плотской привлекательности. 

Во-вторых, для наших икон при изображении пространства характерна обратная перспектива, где точка схода располагается не в глубине картинной плоскости, на воображаемой линии горизонта, а в предстоящем перед иконой человеке. То есть изливание мира горнего в наш мир дольний. 

В-третьих, там отсутствует источник света. Свет исходит от ликов и фигур, из глубины их, как символ святости. Фон (по-гречески – свет) на иконе всегда ровный по цвету и свету, он и сам символизирует свет духовного мира. 

В-четвертых, цвет не является средством колористического построения иконы, он несет символическую функцию. 

В православных иконах непременно должны быть: 

1. Верность композициям, установленным от христианской древности, если они не заключают в себе ничего противного православной догматике и каноническим постановлениям.

2. Соблюдение церковно-исторических и археологических указаний применительно к изображению построек, костюмов и утвари.

3. Сохранение этнографических типов лиц и географических особенностей пейзажа данного места и эпохи.

4. Точное и неуклонное изображение общественных символических признаков, присутствие которых до некоторой степени свидетельствует о православии икон. 

К примеру, для православного образа Богоматери характерны следующие определения: 

1. Цвет одежды – красный омофорий и голубое (синее) нижнее одеяние, что встречается уже на ранних иконах 4-7 веков, то есть до эпохи иконоборчества. Это символизирует соединение в Ней девства и материнства, Ее земной природы и небесного призвания. Важная роль одеяния Богородицы – это поручи, что символизирует Ее сослужение и всей Церкви и первосвященнику Христу. На челе и плечах Богородицы изображены три золотые звезды: знак того, что Она пребывала Девою до Рождества, в Рождестве и после Рождества. 

2. Существует пять основных типов изображений Божьей Матери: Оранта (Молящаяся), Одигитрия (Путеводительница), Елеуса (Умиление), Панахранта (Всемилостивая), Агисортисса (Заступница). 

Далее докладчик остановился на том, какие сегодня пишутся псевдоиконы и какие нарушения критериев существуют при их написании, что стоит знать православным верующим, чтобы различать истинное и поддельное. Ведь написанные по самочинию иконописца или по повелению псевдостарца, на основе сомнительных «видений», эти псевдоиконы могут стать соблазном для верующих. В частности, был рассмотрен как пример образ «Воскрешающая Русь», написанный по желанию одной женщины-экстрасенса ее знакомым. 

Основной вывод, который сделали собравшиеся на круглом столе: чтобы защитить себя от потока ложной информации, православный верующий должен непременно хорошо разбираться в канонах, читать соответствующую литературу. А главное – обращаться за разъяснением к священнику в храме или к своему духовнику. 

Пресс-служба миссионерского отдела