В стенах ГОУ ТО «Тульская общеобразовательная школа-интернат» состоялось очередное занятие в рамках лектория «Русская живопись в живых картинах», разработанного епархиальным культурно-просветительским центром «Фавор».

Особенность этого интерактивного занятия, которое провела с учениками шестых и седьмых классов Наталья Павловна Фундаева, методист Церковно-археологического кабинета Тульской Духовной семинарии, заключалась в том, что в центре внимания оказались работы художников, принадлежавших к совершенно разным историческим и культурным эпохам, художественным традициям,  но в то же время обращенных к одной теме.

Для того чтобы понять это, нащупать связующую их мысль, от ребят потребовалось внимательно и вдумчиво подойти к каждой картине.

-Задача, которая сегодня стоит перед нами, весьма непростая, но  интересная. — подчеркнула Наталья Павловна.- Сначала мы с вами детально рассмотрим картину «Завтрак аристократа» русского живописца Павла Андреевича Федорова, жившего в первой половине XIX века, а затем – полотно всемирно известного голландца Рембрандта ван Рейна, созданное в XVII веке, под называнием «Возвращение блудного сына».

Но, прежде чем двигаться дальше, Наталья Павловна попросила аудиторию дать определение понятию «аристократ». Варианты ответов были самые разные, и хорошим дополнением к ним стали продемонстрированные репродукции  портретов знатных вельмож кисти Брюллова, Кипренского, Боровиковского, Крамского… Богатые одежды, гордая осанка, исполненный чувства собственного достоинства взгляд – так выглядят на парадных портретах представители благородных фамилий, представители элиты общества. И несколько иначе – аристократ Павла Андреевича Федорова, собирающийся позавтракать куском черного хлеба и застигнутый врасплох нежданным гостем за этим занятием. Перед нами немного испуганный человек, со смешно оттопыренной щекой, который старается как-то спрятать позорную улику бедности. Взгляд его обращен к входящему в комнату человеку, при этом  он прикрывает свой незатейливый завтрак первой попавшейся книжкой.

Дети с явным интересом изучают картину, находя в ней новые подробности, говорящие сами за себя: вот на столе вывернутый, но совершенно пустой кошелек, на стуле – афишка, рекламирующая устрицы – весьма дорогой деликатес…

— Обратите внимание: богатый халат, изысканный интерьер , ковер на полу, изобилие красивых вещей и вещиц, мусорная корзина в виде античной  вазы — все это говорит о том, что когда-то этот дворянин был богат, — говорит Наталья Павловна. — Как вы думаете, ребята, что могло произойти с этим молодым человеком, что теперь он вынужден радоваться куску даже не белого, а черного  хлеба?

Версии выдвигаются самые разные: «умерли родители, и он попросту не сумел распорядиться наследством», «проиграл все деньги на скачках или в карты», «прокутил с друзьями»…

— Нужно признать, что художник относится к своему герою снисходительно, без злобы,- продолжает Наталья Павловна. — Он просто высмеивает ложь и надувательство, которые стоят за попыткой внушить гостю, что у хозяина дома все благополучно и нет никаких проблем. Есть в этой картине и другой подтекст. Автор как будто вопрошает: какое будущее ждет этого легкомысленного молодого аристократа, если он не образумится?

Один из ответов на этот вопрос —  в картине Рембрандта «Возвращение блудного сына», наполненной уже не легкой авторской иронией, а глубокими, высокими чувствами.

Как оказалось, далеко не всем ребятам знакома эта притча, что для их возраста вполне допустимо. И трудно не заметить, как после чтения Евангелия от Луки они какими-то совершенно другими глазами начинают вглядываться в эту картину, где представлен финал поучительной истории. Истории о том, как некий юноша, уйдя из родного дома, не просто промотал отцовское наследство, а сжег свою жизнь. Он многого хотел, но ничего не добился, попытался начать все снова, и опять у него ничего не получилось. Он шел по жизни трудным путем, мы видим бритую, как у каторжника, голову, изможденное лицо, стертые ноги, которые просто дальше не могут идти…

Возможно, все это время ему мешали собственные необузданные внутренние страсти. И вот он, не оправдавший отцовских надежд, отцовской любви, стоит на пороге дома отца своего, и тот выходит ему навстречу и принимает его в свои объятия.

— Как вы думаете, почему отец с такой радостью встречает сына, который в отличие от его старшего брата вел совсем неправедную жизнь. Да еще и устраивает пир, какого никогда не мог себе позволить старший сын, живущий с ним под одной крышей? – спрашивает у своих притихших слушателей Наталья Павловна.

«Потому что родители все равно любят своих детей и всегда готовы их простить, — говорит Ваня Лакомов.- Отцу его стало жалко, тем более, что он попросил прощения. Он  раскаялся, ему стыдно – это видно по картине ».

Несколько иная точка зрения у Вики Нестеровой: «Просто он младший, а младших детей всегда любят больше и им все прощают. К тому  же старший сын всегда был рядом, жил, как порядочный человек, поэтому отец за него сильно не переживал, как за младшего. Теперь, кода он вернулся, душа у отца успокоилась, а  для него это самое главное, ведь он уже старый человек».

Так дети интерпретировали кульминационный момент евангельской притчи о грехе и милосердии, изображенный Рембрандтом. Жизнь блудного сына, которая уже близилась к страшному концу, через прощение и любовь его отца будет иметь продолжение, потому что он вернулся.

Перед тем как попрощаться, своими впечатлениями об уроке поделилась Таня Архипова: «Я уже второй раз на таком занятии, мне очень нравится. Во-первых, узнаешь что-то новое про художников, про картины. Во-вторых, узнаешь, как то, что отображают на картинах художники, относится к жизни, к истории, к религии. Начинаешь задумываться над многими интересными мыслями, вот как сегодня, например».

Действительно, каждая  такая встреча с воспитанниками школы-интерната – это возможность не только приобщить их к живописи в форме, адаптированной сообразно возрасту, но и к духовным общечеловеческим ценностям, что сегодня для всех нас особенно важно.

Марина Полянская, фото автора