Церковь всегда выходит за свои границы, за «край земли», как сказано в Деяниях апостолов. Миссионерство, обращенное к тем, кто находится вне Церкви, является естественным устремлением любого православного христианина.

Настоятель храма святой блаженной Матроны Московской города Ефремова священник Симеон Колонтаев два года назад служил в православной миссии на острове Бали.

Он родился в Ефремове и жил там до поступления в духовную академию в Санкт-Петербурге, где проучился 6 лет: четыре года – бакалавриат и два – магистратура. Затем был направлен в православную миссию на экзотический остров, куда ежегодно устремляются миллионы туристов со всего мира. Их количество даже превышает число местных жителей: приезжих – больше 6 миллионов, а балийцев – чуть больше четырех миллионов.

Но одно дело – отдыхать на океанском побережье, и совсем другое – работать, служить, ежедневно сталкиваясь с определенными трудностями.

Климат на Бали жаркий, экваториально-муссонный, вместо привычного для нас деления на 4 сезона, здесь различают лишь два: сухой и влажный.

Вот в эту влажную душную пору с августа по декабрь 2019 года отец Симеон и его жена Анастасия приехали на Бали: он – чтобы служить, она – петь в храме и заниматься иконописью с желающими, поскольку училась на иконописном отделении в Санкт-Петербургской духовной академии.

— Приход находится в юрисдикции Юго-Восточно-Азиатского Экзархата Московской Патриархи, и мое распределение было заранее согласовано с экзархом – митрополитом Сергием (Чашиным), — рассказал отец Симеон. — Сначала был долгий полет из Москвы в Гуанчжоу, потом – пересадка, толпы народа в пестрых одеждах в аэропорту, снова полет. Когда вышли из самолета, Бали встретил нас душной жарой: одежда сразу прилипла к телу, стало нечем дышать.

Но мы приехали в гражданской одежде, и в ней было все-таки не так тяжко. А вот после первой же службы я понял, что это такое – находиться в облачении православного священника в Азии! Не спасал даже кондиционер: подрясник был насквозь мокрый от пота, и приходилось переодевать его, когда после литургии в храме оставались желающие побеседовать…

Бали – это индуистское общество, проживающее на территории мусульманской страны и постоянно контактирующее с иностранцами.

В основном, прихожанами отца Симеона были выходцы из СНГ, туристы или те, кто временно работает на Бали – русские, украинцы. Местные жители составляли десять процентов: ведь православный приход на острове появился лишь три года назад.

В местном законодательстве не было прописано, что на Бали разрешено православие, но благодаря хорошим отношениям между нашими государствами и позиции российских послов и военных атташе, появилась устная договоренность о существовании на острове православного храма.

Большинство балийцев исповедуют местную разновидность индуизма, на втором месте по численности – мусульмане, христиан и буддистов совсем мало.

Там проживают европейцы, китайцы, австралийцы, не сказать, что дружно, скорее – не мешая друг другу, все – со своими проблемами.

Там совсем другой мир, и паства иная, чем в России: люди постоянно встречаются с разными религиями, восточными практиками, и их взгляды кардинально отличаются от убеждений тех, кто всю жизнь живет в православной среде.

За границей люди – в поиске, что обусловлено их образом жизни: они оторваны от родной земли, живут — а порой и выживают – в тяжелых условиях. Прихожане уповают на Бога, но не чуждаются обращаться к местным «учителям» и гуру, считая это модным.

И молодому священнику нужно было донести Слово Божие до прихожан, которые в поисках истины приходили к нему в храм, молиться за свою паству, и за тех, кто еще находится вне Церкви Христовой.

Протестанты, католики обосновались здесь уже более трехсот лет назад.

Помощница, работающая при храме по имени Руфь – лютеранка по вероисповеданию, каждое воскресенье уходила на службу – в храм, построенный много лет назад, о существовании которого местных жителей и приезжих оповещали указатели.

Православные же на Бали пока собираются в обычном жилом доме, где устроен домовый храм, освященный во имя преподобного Сергия Радонежского, и над входом висит икона Пресвятой Богородицы. Службы совершались раза три-четыре в неделю, и конечно, в великие праздники, в двунадесятые.

Есть намерения построить там православный храм, место для него уже выбрано. У матушки Анастасии была задача вести диалог с архитектором: передавать ему информацию о климатических условиях, особенностях местности, чтобы можно было составить план прихрамовой территории, где разместится церковь и различные постройки.

Так, что можно сказать: наши земляки условно заложили фундамент будущего православного храма на Бали. И конечно – они молились о том, чтобы он был построен.

Времени на отдых и путешествия по острову фактически не было: много работы, да еще жара выматывала, так, что к вечеру уже сил не было отправиться куда-то.

— Священник в миссии должен не только служить, но и заниматься хозяйственными делами, поддерживать в порядке дома – и тот, в котором проживает, и в котором располагается храм, — поделился отец Симеон. — А еще – поливать газоны, посадки, потому что во время засухи всем может погибнуть.

Плесень, разрушения – частое явление в домах на Бали, которые случаются из-за повышенной влажности. Да к тому же, строения возводятся из некачественных компонентов: Индонезия – не Россия, богатая материалами, дома там строят из смесей, куда входят вулканические породы, цемент (весьма дешевый), все смешивают с глиной, штукатурят… Или это деревянные постройки, которые быстро сгнивают… Все там – ненадежное, хотя и выглядят капитально, но больше похоже на временные постройки, а не на прочные дома, к которым мы привыкли у себя на Родине.

Один из прихожан водил экскурсии, он нас свозил в однодневную поездку в самые популярные места – на водопады, рисовые поля, кофейные плантации. Красиво там очень, природа великолепная! К тому же, когда отдыхаешь, то и жара не так донимает, особенно на океанском побережье…

Там, в глубине Бали, мы увидели коренных жителей, а не только тех, кто приезжает сюда подработать и занимается обслуживанием туристов. Потому что для индонезийцев этот «туристский рай» — место для заработка, и они там трудятся с утра до глубокой ночи: основная часть населения проживает в нищете, жизнь у них непростая…

Пресс-служба миссионерского отдела