В Тульской Духовной семинарии состоялось открытие выставки народного артиста России, актера Тульского академического драматического театра Бориса Заволокина, в которой он предстает в новом амплуа увлеченного коллекционера сувенирной обуви.

Инициатором знакомства с удивительной коллекцией под названием «Башмачки и туфельки» одного из любимых тульских актеров выступил епархиальный культурно-просветительский центр «Фавор». Экспозиция привлекла к себе внимание сразу, как только была выставлена. Такое разнообразие декоративных башмаков, сапог, лаптей, ботинок и туфелек можно увидеть не часто.

На встречу с Борисом Заволокиным пришли не только учащиеся и преподаватели семинарии, но и друзья, и почитатели его таланта. В своем приветственном слове Борис Федорович, прежде всего, выразил благодарность устроителям выставки за то, с каким вкусом они подошли к ее оформлению: «Признаться честно, я даже сам не подозревал, что у меня такая интересная коллекция. Чувствуется в этом какая-то восторженность, что ли».

А началось все более сорока лет назад, в конце 60-х годов прошлого века. «В то время было такое поветрие среди молодых – хобби, – рассказывает Борис Михайлович. – Что тогда только не собирали: этикетки, спичечные коробки, брелоки и прочее. У меня была пепельница чугунная в виде башмака, громоздкая такая. Так случилось, что я за исполнение роли в одном из известных на тот момент спектаклей был награжден премией – поездкой в Болгарию. И вот прибыли мы в Плевен, и первое, на что я наткнулся на вокзале, были миниатюрные болгарские сапожки в сувенирной лавке. Я купил три штуки, потом – еще один. Вернулся домой, а тут мой любимый чугунный башмак на столе, и я подумал: «А почему бы и нет?» Вот так пошло и поехало».

«Пошло и поехало» с таким размахом, что вскоре пополнять собрание декоративной обуви коллекционеру стали помогать друзья. Таким образом, они не только разделили увлечение Бориса Федоровича, но решили для себя проблему, что же дарить ему на праздники, включая дни рождения.

Не остаются в стороне и поклонники таланта артиста. «Иногда совершенно неожиданно для меня после спектакля вместе с букетом цветов я получаю от благодарного зрителя какой-нибудь интересный экземпляр, на фоне которого цветы просто вянут», – говорит коллекционер.

Но есть в коллекции Заволокина особенно любимые экземпляры, напоминающие о близких людях. Один из них – немного грубоватый, увесистый сапог с высоким голенищем на подставке, изготовленный из металла. «Это подарок моей покойной соседки Татьяны Ивановны. Она была замечательной женщиной – заслуженная учительница, работала в школе №58, – вспоминает Борис Федорович. – Для меня этот сапог дорог как память о хорошем человеке и как совершенно загадочный для меня вариант. Происхождение его неизвестно, на нем нет никаких знаков опознавательных, но что-то мне подсказывает, что оно связано с тульскими умельцами. Тем более, что я когда-то сам заканчивал ФЗУ, работал на Тульском оружейном заводе».

Другой милый сердцу экспонат – керамический сапог, который специально к юбилею известного артиста изготовили его коллеги по театру – мастерицы из цеха реквизита. Ценность его заключается не только в эксклюзивности, напоминающей об актерском ремесле (например, один из декоративных элементов воспроизводит сцену встречи на балконе Ромео и Джульетты ), но и в том, что сделан он теплыми руками дорогих людей.

Но самый любимый для Бориса Федоровича предмет коллекции – декоративная обувная мастерская. Миниатюра полностью – до малейших деталей и инструментов – воссоздает рабочее место сапожных дел мастера в размере один к шести. «Сделал эту мастерскую друг моего покойного брата и мой друг, к сожалению, тоже ныне покойный Михаил Адамов, – говорит Заволокин.- Он был сапожником, мастерская его находилась на пересечении улиц Льва Толстого и Свободы. Миша вообще был человеком очень талантливым: рисовал очень хорошо, делал какие-то совершенно изумительные декоративные вещи. Но миниатюрами он не занимался, эта единственная такая работа, которую он сделал специально для меня».

Есть экземпляры, история приобретения которых весьма забавна. Как, например, деревянного башмака в готическом стиле, который когда-то украшал витрину одного из центральных универмагов в Риге. Увидев его, Борис Федорович, воодушевленный своей «дурью», как иронично толкует на русский лад слово «хобби», отправился к руководству магазина. После долгих переговоров он все-таки уговорил заместителя директора – милую молодую женщину отдать ему этот дивный башмак. Вернее не отдать, а продать – за три рубля и пятьдесят копеек. Что поделаешь, времена были такие- подотчетные.

Значительную часть экспозиции составляют сувениры, приобретенные в гастрольных поездках или в путешествиях. А побывал наш коллекционер за свою жизнь во многих странах, не говоря уже о том, что в свое время объехал практически все республики Советского Союза. Немало в собрании и иностранных экземпляров: из Турции, Египта, Италии, с греческого острова Корфу, Голландии, Таиланда – перечислять можно долго.

Удивляет стилевое и функциональное многообразие декоративной обуви. Найдутся здесь милые сердцу керамические сапожки из Одоева, изящные дамские шпильки и массивные башмаки из хрусталя, изготовленные в Гусь-Хрустальном, и домашние тапки из Гжели. Имеются в коллекции брелоки, дамские броши, хрустальные рюмки, кружки и бутылки, детская карандашница-башмак и даже специальная корзина для новорожденных.

При этом собрание постоянно растет. Только в этой экспозиции представлено 329 экспонатов, на самом же деле их более 600. И все они, хоть в это и трудно поверить, располагаются в скромной однокомнатной квартире Бориса Федоровича.

На церемонии открытия выставки коллекция Бориса Федоровича пополнилась еще одним экспонатом – миниатюрной спортивной туфелькой из янтаря, которую гостю со словами благодарности преподнесла Марина Александровна Михалева, руководитель епархиального культурно-просветительского центра «Фавор».

Кстати, она поинтересовалась, как относится к обуви сам Борис Заволокин: с такой же страстью и трепетом или нет? «Нет, что вы! В моем возрасте врачи вообще не рекомендуют менять обувь из-за проблем со здоровьем. Так что сейчас у меня отношение к обуви исключительно ортопедическое, – с улыбкой ответил артист.- И вообще я никогда не был щеголем в изысканной обуви. Я не Онегин, нет. Обувь в моей жизни играет только утилитарную роль».

Отказываться от своего хобби Борис Федорович не собирается. Да и вряд ли это получится, потому что в процесс вовлечены уже все, кому известно его пристрастие. «В какой-то момент я начал подумывать, а что, собственно, делать со всем этим? – говорит коллекционер. – И решение нашлось само. Первым выступил с идеей организовать выставку Тульский художественный музей, а сейчас, как ни парадоксально, предлагают сделать передвижной вариант. Особенно мне понравилось, что в Выставочном зале на Красноармейском проспекте вместо запланированных полутора месяцев выставка простояла полгода, потому что она привлекает детей, вызывает у них восторг. А для меня это самое главное, когда моя коллекция доставляет удовольствие людям, когда она дарит им улыбки и хорошее настроение. В такие моменты я чувствую себя счастливым».

И в этом весь Заволокин, который даже к коллекционированию подходит несколько нестандартно, рассматривая его не как страсть к накопительству и обладанию заветными предметами, а как возможность поделиться с людьми своим «богатством», своей радостью.

В завершение встречи Борис Федорович еще раз выразил благодарность за интерес, проявленный к его коллекции, за теплый прием и в знак признательности прочитал собравшимся одно из самых пронзительных стихотворений Сергея Есенина «Песнь о собаке».

Такой была церемония открытия выставки «Башмачки, туфельки и сапожки» Бориса Заволокина, посетить которую, кстати, могут все желающие в будние дни.

Марина Полянская, фото автора