При Свято-Вознесенском храме города Тулы работает приходская консультация: волонтеры, выпускники миссионерских курсов, действующих при этом храме, в великие двунадесятые и другие церковные праздники присутствуют на службах и помогают тем, кто редко ходит в церковь и пока не очень уверенно чувствует себя там.
Подобный опыт есть и в других храмах, не только в Тульской митрополии, но и по всей стране. Служба приходского консультирования по основам православного вероучения, церковной жизни и правилам поведения в храме является одной из перспективных форм духовно-просветительской деятельности на приходе. Эта идея возникла не случайно: несколько раз в году людской поток многократно превышает обычное число прихожан – на Пасху, на Рождество Христово, в Крещение Господне при раздаче святой крещенской воды, в Великую Субботу при освящении куличей, в день Святой Троицы. У большей части людей крещеных, но не приобщенных к церковной жизни, пробуждается желание побыть в храме. Они знают те дни, когда нужно идти в церковь, чтобы поставить свечи, подать записки, взять святую воду и что-либо освятить. Эту категорию людей можно назвать «потенциальными прихожанами». У них есть вопросы, и при виде человека, вовлеченного в жизнь прихода, а им часто оказывается уборщица, свечница или просто прихожанин, их начинают задавать: как подготовиться к Крещению, к Исповеди, к Причастию? Как пользоваться святой водой? Куда поставить свечу, если сын плохо учится? А куда, если муж пьет и в семье скандалы? Как правило, вышеуказанные дни к священнику на исповедь большая очередь. Поэтому сегодня роль катехизаторов на приходе берут на себя сотрудники храма. Конечно, в наших храмах трудятся и образованные свечницы и уборщицы, но часто можно встретить и «доморощенное богословие», состоящее из обрядоверия, сверхстрогих правил и околоцерковных суеверий.
Первая служба приходского консультирования возникла в Санкт-Петербурге в конце 90-х годов в храме святого пророка Илии на Пороховых, ее опыт сейчас распространяется и совершенствуется в других митрополиях и епархиях. Важно, чтобы эта служба не воспринималась как церковное новшество: вцеркви всегда давались пояснения, и оказывалась духовная поддержка воцерковляющимся христианам и людям, желающим больше узнать о православии.
В Свято-Вознесенском храме на праздник Покрова Пресвятой Богородицы дежурили волонтеры Алексей Котов и Сергей Симбирцев. Они рассказали, что вопросы задаются разные: и как помянуть новопреставленного, как заказать молебен своему святому покровителю, но случается, спрашивают, какому святому молиться, чтобы повысили по службе или прибавили жалованье – от бытовых, житейских проблем никуда не уйти, зачастую они выходят на первый план.
– Не всякий человек, впервые пришедший в церковь, решится обратиться к священнику, – пояснил настоятель Свято-Вознесенского храма иерей Павел Картушин. – А консультант выслушивает всех, отвечает на простые вопросы, но если что-то не в его компетенции, то он записывает вопрос и контактный телефон пришедшего, чтобы потом поговорить со священником и перезвонить, дать разъяснения. По существу, наши волонтеры помогают людям правильно делать первые шаги в храме, чтобы те не тревожились о внешних моментах, а могли сосредоточиться на молитве…
 
Пресс-служба миссионерского отдела