В конце февраля в стационарном специализированном отделении помощи детям, пострадавшим от жестокого обращения, социально-реабилитационного центра для несовершеннолетних №1 г. Тулы клирик храма святого благоверного Великого князя Александра Невского иерей Константин Ситников совершил чин освящения помещений Центра, по завершении которого состоялась беседа духовного наставника с сотрудниками учреждения.

На протяжении уже многих лет регулярные встречи отца Константина с детьми и персоналом Социально-реабилитационного центра для несовершеннолетних на ул. Седова 31 «Г» стали доброй традицией. Внимательный и заботливый батюшка, всегда готовый оказать помощь словом и делом, сумел найти подход к юным воспитанникам и заслужил уважение и любовь взрослых, став желанным гостем стационарного отделения помощи детям, пострадавшим от жестокого обращения.

Директор Государственного учреждения Тульской области «Социально-реабилитационный центр для несовершеннолетних №1» Галина Петровна Ковалева с особой признательностью рассказывает о сотрудничестве с отделом по благотворительности и социальному служению, настоятелями и клириками храмов и монастырей Тульской епархии: «Сердечно благодарим всех за помощь. В учреждении несколько отделений, расположенных в разных концах города, поэтому опекают сотрудников и воспитанников разные священники.

Наши отношения уже давно переросли в общение большой дружной семьи. Благодарим председателя епархиального отдела по социальному служению и благотворительности протоиерея Сергия Резухина, настоятеля храма святого Александра Невского протоиерея Виктора Рябовола. Иерей Роман Миронов, иерей Константин Ситников, иерей Александр Брыксин — все батюшки относятся к деткам с большой теплотой и любовью.

Важно, чтобы дети возрастали в духовной жизни. Хотя, порой трудно сказать, для кого важнее это общение со священниками: для воспитанников или для воспитателей, на которых возложена такая нелегкая миссия. Мы несем ответственность за детей, а духовно-нравственное воспитание — это превыше всего. Священник может, порой одной вовремя сказанной фразой, затронуть самые сокровенные струны души. Искренне радуюсь нашему взаимодействию».

Неторопливо текла беседа батюшки с сотрудниками Центра. Пока старшие дети находились в школе, на занятиях, их наставники постигали азы премудрости духовной.

Обращаясь к педагогическому составу социального учреждения, отец Константин затронул тему особенности служения в социально-реабилитационном центре для несовершеннолетних: «Все вы, получив соответствующее образование, прекрасно понимаете, что цель воспитания — это и стремление вырастить детей достойными гражданами нашего Отечества, и формирование их как личности. Дети должны стать людьми всесторонне развитыми, образованными и воспитанными. Сложнее заложить в них нравственное начало — так называемый «твердый стержень», сформировать такое мировоззрение, которое сделало бы из них людей цельных. Т.е. наша задача — воспитать детишек личностями по образу и подобию Божию.

Есть много способов воспитания, но одно остается неизменным. Это целый комплекс действий окружающего ребенка взрослых. И это не только интеллектуальное развитие, здесь, прежде всего, важен духовный аспект. Взрослые должны передать детям не просто какие-то навыки, определенную сумму знаний. Чтобы выпустить «птенцов» в жизнь, нужно вложить в них духовную основу.

Конечно, изначально этот процесс происходит в семье. Лишь там возможно подлинное и всестороннее формирование личности ребенка. Но учитывая специфику социального учреждения, можно сказать, что эта воспитательная задача возложена на вас — на всех сотрудников Центра. Каждый из нас вкладывает частичку себя в этих детей не потому, что такова наша работа, это наше призвание. Работа — это когда человек за станком делает какую-то деталь, а вот когда человек работает с человеком, тем более — с маленьким человеком, с маленькой личностью, нужен особый подход.

Евангельская притча о талантах напоминает нам, что каждому человеку Бог дает определенные духовные дарования, именуемые в Священном Писании талантами, для того чтобы мы их раскрывали в своей жизни. Если нам дарован талант — быть педагогом, быть воспитателем, его надо всецело реализовать.

Взрослые выступают своего рода поводырями, если можно так выразиться. Мы сами обладаем личным духовным или просто жизненным опытом, и детей каким-то вещам мы учим на основании этого сложившегося у нас мировоззрения.

Например, я в своей семье, когда дети как-то не так себя ведут, или какая-то неординарная ситуация возникает, всегда говорю: «Прими как горькую пилюлю то, что тебя в семье пожурили или даже за что-то наказали». Здесь самое главное иметь в виду, что, когда мы говорим о наказании детей, мы не говорим о каре или об унижении детей. В церковнославянском языке существует слово «наказ» — в значении «завещание». Есть даже такое выражение — «отцовский наказ». Так вот, наказание — это некая педагогическая мера для того, чтобы в этот момент дитя смогло задуматься, заглянуть вглубь себя, поразмышлять.

Родитель или воспитатель скажет что-то, порой не самое приятное для ребенка, озвучит «горькую правду», пожурит за какие-то проступки, делая это с любовью, не задевая ребенка как личность. Если ребенок вовремя и с пониманием не научится воспринимать такие уроки, тогда в дальнейшем его будет учить сама жизнь, научат другие люди, и не всегда этот опыт будет хорошим, он может стать очень жестоким, даже навредить.

Когда мы воспитываем детей, должен быть выработан целый комплекс правил и мер. Мы не только «гладим детей по головке». По закону духовной жизни, как в земледелии — при посадке культурных растений — неизбежно всходят сорняки, так и в душах детей появляются «сорнячки» — дурные мысли. В начале они небольшие, но, если мы позволим им укорениться, тогда пожинать будем порой весьма нехорошие плоды. Как рачительный земледелец удаляет пробивающиеся ростки сорняков, так и мы, если видим, что в детях загнездился какой-то порок, пусть на малом уровне, понимаем, что его надо искоренять, но делать это обязательно с любовью. Каждое чадо — это личность, несущая свой ответ перед Богом, личность может быть ещё не до конца сформированная, но, тем не менее, — личность. Поэтому воспитание должно иметь духовную основу.

Какие есть стороны духовного воспитания? Они различны. Если мы рассматриваем религиозную сторону, конкретно — христианскую, то воспитание личности происходит на основе синергии. Синергия — взаимодействие, т.е. Бог одухотворяет личность своей благодатью, но настолько, насколько открыто к этому человеческое сердце, насколько человек сам готов принять то, что дарует ему Бог. Если человек сам стремится к этому, то тогда и возникает духовная жизнь.

Вторая часть беседы была посвящена началу Великого Поста, ответу на непростые для невоцерковленного человека вопросы: в чём заключается его суть; для чего пост вообще нужен?

Размышляя об этом вместе с сотрудниками социально-реабилитационного центра, отец Константин отметил, что человек, обладая образом и подобием Творца, вследствие отпадения в глубокой древности от Бога, имеет поврежденную природу. Как говорит святитель Григорий Богослов: «Как из отравленного источника не может течь чистая вода, так и от первозданного Адама мы унаследовали эту поврежденность». Она выражается в том, что человеческая природа изменилась уже на биологическом уровне. Человек смертен. Всякий, приходящий в этот мир, из него неизбежно уйдет. Но в то же время есть ещё и духовная поврежденность, когда в человеке присутствует удобопреклонность (склонность) не только к добру, но и, к сожалению, ко злу.

Художник, писатель, композитор, создавая произведения, вкладывают в них свои замыслы, идеи. Зло не входит в идею Божественного мироздания. Зло — это волевое состояние человека. Сам человек либо позволяет, либо не позволяет существовать злу. От человека требуется добровольный отказ от всего дурного.

Бороться со своими греховными мыслями и поступками может и должен каждый. В притче о блудном сыне человек, получив от Бога дарования (таланты), бездумно их все потратил, но в итоге осознал, что необходимо вернуться к Богу, к любящему Отцу.

Отец всегда принимает любого из нас, в каком бы грехе ни пришел человек. Самое главное — как блудный сын — принять решение исправиться, изменить себя, вернуться к Богу. Человек должен проанализировать свою жизнь, свои дела, поступки, осознать, что какие-то из них неправильные, и начать жить по-другому.

Господь принимает всех. Покаяние — это восстановление кающегося человека в его сыновнем достоинстве. Христос, выходя на общественное служение, говорит: «Покайтесь, ибо приблизилось Царствие небесное», т.е.: «Измените себя!». Иными словами, сделайте из своей души и из своего сердца «мехи новые», чтобы, когда придет благодать Божия, можно было бы принять и удержать её в себе.

Поэтому один из важных элементов поста — это покаяние, когда человек обращает внимание на свою душу, которой требуется, выражаясь совсем простым языком, наведение порядка и чистоты, такая вот духовная уборка. Исповедь — это уборка в своей собственной душе.

Для чего нужна Исповедь? Разве Бог меня не слышит? Человек в храме разговаривает с Господом. Рассмотрим такую аналогию: Исповедь — это таинство, целебное лекарство. А грех — это болезнь. Как мы все знаем, болезни бывают разного вида: у кого-то пальчик порезан, а у кого-то есть тяжелые заболевания. Тогда человек идет в больницу, обращается к врачам, где его обследуют, принимают решение и лечат. То же — Исповедь, это та же самая терапия, а храм — это больница. Не бывает так, что вы просто пришли в больницу. Лечиться же надо! Но для этого человек должен осознать, что у него есть духовный недуг, и сказать: «Господи, есть во мне эта червоточина, и я хочу исцелить её». Таинство исповеди — это и есть такая возможность духовной терапии. А после Исповеди мы приступаем ко Причастию, когда сам Бог человека лечит.

У каждого из нас свой путь ко Христу. Но давайте помнить, что время земной жизни проходит очень быстро! Давайте молиться, чтобы Господь всех нас привел к Себе. Главное, чтобы не было уже слишком поздно, как это бывает иногда.

Информационная служба отдела по благотворительности и социальному служению