26 ноября в Тульской Духовной семинарии состоялось открытие первой персональной выставки молодого художника Антона ЧУБАКОВА – студента Российской Академии живописи, ваяния и зодчества Ильи Глазунова. Антон назвал свою выставку «Путь к мастерству». Каждая из представленных здесь работ выдержана в традициях русского реалистического искусства.

Путь к мастерству начался у Антона с изостудии воскресной школы Богородичного Щегловского монастыря. Следующим этапом стала художественная школа им. В.Д. Поленова, потом – художественное отделение колледжа искусств им. Даргомыжского. И, наконец, Академия Ильи Глазунова. Но и это, как считает Антон, – ещё только начало, самые первые шаги к мастерству. Впрочем, выбор уже сделан – в пользу реализма. Ещё не так давно подобный выбор был бы воспринят как нечто само собой разумеющееся. Сегодня же, в пору расцвета беспредметного, «актуального» искусства это решение воспринимается как смелое и оригинальное.

Представляя художника участникам вернисажа, организатор выставки, директор епархиального духовно-просветительского центра «Фавор» Марина Александровна Михалёва вспомнила о знаменитой работе Василия Нестеренко «Триумф Российского Флота». Огромного размера, выполненная в классическом стиле русской живописи, с фигурой Петра I в центре, картина утверждает величие России и непреходящую ценность отечественного искусства – и это в 1994-м году, в период полного хаоса в стране! Здесь невольно напрашивается параллель с работами Антона Чубакова, такими как «Швейцарский поход Суворова. Клятва русских в Мутенской долине», «Портрет древнерусского воина», «Портрет казачьего генерала» и другими. В Академии Ильи Глазунова, которую заканчивает Антон, студентам прививают вкус к классической живописи, их воспитывают на лучших образцах реалистического, в первую очередь – русского искусства, немыслимого вне христианского контекста.

– На первом курсе студенты изучают Закон Божий, учатся читать и расшифровывать древние письмена на старославянском языке. Академия развивает каждого из нас не только как художника, но и как личность, чтобы человеку было что сказать – и он мог выразить это через картину, – говорит Антон. – Много времени мы проводим в Эрмитаже, Третьяковке, в Поленове – изучаем, копируем работы великих мастеров. Надо уметь вести диалог с художником, у которого учишься, которого копируешь – попытаться понять, угадать, как он достиг того или иного результата, чтобы потом самому использовать эти приёмы.

Выполненные Антоном Чубаровым копии полотен Крамского, Поленова, Репина и других художников тоже представлены на выставке – за год их сделаны десятки. Это настоящая школа мастерства, огромный труд.

– Больше всего люблю работать над портретами, – признаётся художник. – Неповторимость человеческих лиц, красота, живописность костюмов, особенно исторических, – всё это очень хочется писать.

И хотя Антон видит себя в первую очередь портретистом, ему прекрасно удаются и пейзажи, и натюрморты. Впечатляет цикл итальянских работ – подобно живописцам всех времён, Антон посетил Рим, Венецию, запечатлел собор Сан-Марко, вид на мост Риальто, собор Санта-Мария делла Салюте и, конечно же, гондолы. Поездка в Италию позволила не только от души поработать, но и поклониться христианским святыням.

Высокую оценку работам Антона Чубакова дал его старший коллега – член Союза Художников России Михаил Левшин, который по благословению митрополита Тульского и Ефремовского Алексия возглавляет художественно-выставочное отделение духовно-просветительского центра «Фавор»:

– Радует, что Антон в своём творчестве отстаивает традиции русского реалистического искусства. Работы – настоящие, для меня это откровение. За 10 лет впервые вижу молодого художника такого уровня.

Скоро Чубарову предстоит защищать дипломную работу. Почти все его однокурсники писали портреты известных артистов. Антон же пошёл по другому пути: по благословению настоятеля Богородице-Рождественского Анастасова монастыря игумена Парфения он трудился над портретами насельников этой обители. Ему согласился позировать даже архимандрит Анастасий – человек, чья жизнь вместила несколько исторических эпох и сама вошла в историю. Антон ищет и находит красоту в аскетическом образе жизни монахов, в их облике – и чувствует, как эта работа, время, проведённое в монастыре, обогащает его духовно.

На следующий день после открытия выставки эти портреты предстанут на суд самого строго ценителя и мастера – основателя и ректора Российской Академии живописи, ваяния и зодчества, академика Российской Академии Художеств, народного художника СССР Ильи Сергеевича Глазунова.

Марина Горчакова, фото Фёдора Передиреева