Интервью председателя информационного отдела Тульской епархии иеродиакона Илариона (Колобова) интернет-изданию «Московский комсомолец» по случаю праздника Крещения Господня.

Правда ли, что Крещенская вода не портится?

Святой Иоанн Златоуст пишет об особом свойстве воды, освященной в день  Крещения, что от продолжительного времени она не портится: «Христос крестился и освятил естество вод, и потому в праздник Крещения все, почерпнув воды в полночь, приносят ее домой и хранят во весь год. И так вода в существе своем не портится от продолжительности времени, но, почерпнутая сегодня, она целый год, а часто два и три года остается неповрежденной и свежей, и после столь долгого времени не уступает водам, только что взятым из источников».

Крещенская вода годами сохраняет свою свежесть, но если Вас смутит ее сохранность, то ее можно вылить в непопираемое место, где не ступает нога человека и животного, в проточный водоем, например, или в горшочек с цветами, но не в раковину или где-либо на землю на улице. По традиции Крещенскую воду употребляют в течение года с молитвой на устах и в сердце, натощак.

В народе считают Крещенскую воду целебной, так ли это?

В Церкви ничего не происходит автоматически. Святая вода – не магическое вещество, святая вода не сможет в одно мгновение изменить жизнь человека. Святой Симеон Солунский пишет, что святой воде «…свойственно вместе с телом освящать душу, воссозидать, духовно орошать и усыновлять Богу» (Еф. 1, 5), и для проявления целебных свойств святой воды необходима искренняя вера человека в ее особую благодатную силу и помощь в сохранении постоянной ревности к богоугодной жизни.

В чем отличие Богоявленской воды от Крещенской? Почему воду освящают дважды?

Крещение Господне и Богоявление – это два названия одного и того же праздника. 18-го и 19-го января вода освящается одним и тем же чином, и обладает она одними и теми же свойствами, никакого отличия между ними нет. Иначе освященная вода называется Великой Агиасмой, что в переводе с греческого означает – святыня.

В XVII веке Русская Церковь постановила освящать воду дважды – в Сочельник и в сам день праздника Крещения Господня. Два освящения святой воды восходят к двум различным традициям. Первая связана с крещением людей в На́вечерие праздника, то есть в канун праздника Крещения Господня. Традиция освящать воду второй раз восходит и к Иерусалимской Церкви, где священнослужители в день праздника выходили на Иордан для водосвятия в память о крещении Господа Иисуса Христа.

Многие стремятся на Крещение окунуться в прорубь и думают, что тем самым прощаются грехи, так ли это? Верна ли эта традиция и имеет ли она место быть?

Это всего лишь народное суеверие. Грехи прощаются человеку в таинстве исповеди (покаяния), а купание – это народная традиция, в которой нет ничего плохого, но Церковь к этому людей не призывает. Если человек решается на то, чтобы окунуться в прорубь в праздник Крещения Господня, то делать это необходимо с чувством благоговения, с молитвой, и не заменять купанием присутствие на Божественной литургии в храме.

Как правильно провести святочные дни?

Святки начинаются праздником Рождества Христова и продолжаются до Крещения Господня. Это время особой заботы о ближних, о семье, родителях и детях, о людях одиноких и нуждающихся в Вашем внимании. «Так да светит свет ваш пред людьми, чтобы они видели ваши добрые дела и прославляли Отца вашего Небесного» (Мф. 5, 16), хорошо делать добро друзьям, еще лучше – всем нуждающимся, таков образ жизни, достойный неба, – писал ученик святителя Иоанна Златоуста, преподобный Исидор Пелусиот.

Позволяется гадание в святочные дни?

Гадания не имеют никакого отношения к духовной жизни человека и для христианина – это недопустимые вещи. Не нужно пытаться узнать свое будущее подобными способами. Лучше бы человеку задуматься о цели и смысле своей жизни по воле Божией – «да будет воля Твоя», просим мы в молитве «Отче наш». Будем же поступать и творить не то, что нашей воле угодно, но то, чего хочет воля Божия. «Слово Твое – светильник ноге моей и свет стезе моей» (Пс. 118, 105), Божие слово указывает нам путь к добру наподобие светильника или огня, который показывает нам путь добродетелей и не позволяет впасть в грех. «Этот священный светильник, – пишет святитель Тихон Задонский, – да светит нам во всех наших делах, словах, мыслях и поступках. Хотим мы страстную похоть исполнять – Богу это противно, угодны Ему целомудрие и святость наши. Сотворим же угодное Богу и будем жить “целомудренно, праведно и благочестиво” (Тит. 2, 12)».

Ваши пожелания всем, кто придет в храм на Божественную литургию за святой водой…

Отвечу словами молитвы на принятие святой воды: «Господи Боже мой, да будет дар Твой святой и святая Твоя вода во оставление грехов наших, в просвещение ума, в укрепление душевных и телесных сил, во здравие души и тела, в покорение страстей и немощей наших».