В красной гостиной Тульской духовной семинарии состоялось очередное занятие клуба любителей искусства, созданного при епархиальном культурно-просветительском центре «Фавор». «Образ Тайной Вечери в мировой живописи» — такова была тема встречи, которую определило преддверие Страстной седмицы.

Открывая встречу, методист Церковно-археологического кабинета Тульской духовной семинарии Наталья Павловна Фундаева, идейный вдохновитель и бессменный руководитель клуба, пояснила: «Последняя трапеза Иисуса Христа со Своими двенадцатью ближайшими учениками стала одним из самых главных сюжетов для иконописцев и художников, пишущих на библейские темы».

Великий Четверг – день рождения Церкви: именно в этот день Господь установил таинство Святого Причащения (Евхаристии), которое соединяет всех христиан в одно Тело Христово. Как родители и дети, в которых течет их кровь, не чужие друг другу, так и мы, причащаясь одних Тела и Крови Христовых, становимся своими Богу.

— В день Страстного Четверга Церковь вспоминает сразу четыре события: Тайную Вечерю, омовение Спасителем ног учеников, Его молитву в Гефсиманском саду и предательство Иуды, -обратила внимание присутствующих  Наталья Павловна, — Для изображения обычно выбирался один из двух драматических моментов Вечери: либо утверждение Иисусом Христом Святого Причастия, либо Его пророчество о том, что один из апостолов Его предаст.

Дальнейший разговор был посвящен тому, как интерпретировали эти события новозаветной истории живописцы разных эпох, направлений и стилей, что привлекало гениальных творцов в этом сюжете.

Но, прежде всего, собравшиеся узнали об особенностях иконографии Тайной Вечери, возникновение которой относится к концу IV века. В частности о том, что со временем в иконографии определилось два основных типа изображений. Наиболее известный – трапеза Христа с апостолами. Другой– причащение апостолов,  при этом образ Спасителя зачастую симметрично удваивается: на одной половине изображения Христос преломляет хлеб, на другой – наливает вино.

Особое внимание было уделено ярким произведениям древнерусской иконописи. Одно из них — икона школы Андрея Рублева, где Иуда традиционно изображен с протянутой к солонке рукой.

В иконе Симеона Ушакова «Тайная вечеря», написанной в 1685 году, несомненно,  привлекают реальные, земные переживания человека. Обостряя психологическую характеристику персонажей, Ушаков изменяет принятую в русской иконографии композицию  «Тайной Вечери», в которой Иуда изображается тянущимся к солонке  и этим жестом выдаёт себя. У Ушакова Иуда расположен на первом плане, он отвернулся от освящённого стола и прижимает к груди мешок с тридцатью сребрениками. Обособленность предателя подчеркнута и цветовым решением костюма: он, в отличие от других, в коричневатом плаще без золотых пробелов.

Разумеется, за одну встречу охватить все работы, посвященные Тайной Вечере, весьма затруднительно. Однако,  следуя выделенным в истории живописи периодам, направлениям и стилям, поговорить о значительных произведениях, интересных как с художественной и искусствоведческой точки зрения, так и с точки зрения философской и психологической, получилось.

И началось это своеобразное «путешествие» во времени  с раннехристианской византийской мозаики VI века, где акцент сделан полностью на причастии. На ней  Иуда не выделен вообще, апостолы спокойно, согласно римскому обычаю, полулежат за полукруглым столом. Спаситель занимает почетное место слева. На столе – большое блюдо с рыбой, древним символом Иисуса Христа.

От византийского искусства перешли к испанскому алтарному фронтону из монастыря Суригуэрола второй половины XIII века. Затем – к фреске работы Джотто (1304-1305 гг.) в капелле дель Арена в Падуе.По авторскому замыслу над головами апостолов изображены нимбы, и только над головой Иуды нимб отсутствует, поскольку в то время уже сложились традиции в изображении участников трапезы. Как правило, Иуда изображался без нимба или нимб над его головой был черного цвета, и часто в руке он держал кошель, символизирующий тридцать сребреников. А на фреске художника школы Пьетро Лоренцетти, созданной до 1348 года, внимание сконцентрировано на предательстве: Христос смотрит на Иуду, единственного из всех апостолов лишенного нимба.

Участники встречи проследили, как со временем в западноевропейском искусстве  менялась интерпретация самого события, четырех сюжетных линий, выделенных в нем, и главных образов, постаралась выявить различия и сходства в их произведениях, попыталась выяснить, какие мысли и чувства они хотели донести до своих современников и потомков.

— Произведения с евангельским сюжетом становились не просто иллюстрациями канонических текстов, а всякий раз демонстрировали авторское прочтение, индивидуальный взгляд художника или заказчика,- отметила Наталья Павловна.- Многочисленные вариации на тему Тайной Вечери различаются не только техническими приемами, художественным языком, но, что особенно важно, смысловыми акцентами.

Особое внимание было уделено «Тайной Вечере» Леонардо да Винчи, являющейся вершиной Высокого Ренессанса и одновременно важным этапом в эволюции европейской живописи.

Новое время продолжило разрабатывать сюжет Тайной Вечери, всё более акцентируя внимание на индивидуально-авторском прочтении евангельского сюжета. Особый интерес представляет живопись русских художников XIX — XX веков. Наиболее яркий пример – «Тайная Вечеря» Николая Ге. Обращаясь к евангельскому сюжету, художник пытается через прошлое понять современность.

Искусство XX века обозначило водораздел между традиционной, академической, религиозной живописью и новой, живущей по иным законам. Английский художник Стенли Спенсер, представляющий одно из течений модернизма, глубоко религиозный человек, обладавший невероятным воображением, создал свою «Тайную Вечерю» в 1920 году, вскоре после окончания Первой мировой войны, в сражениях которой он участвовал.

И, как смогли убедиться участники встречи, тема «Тайной Вечери» неисчерпаема. Художники конца XX — начала ХХI века также обращаются к этому сюжету, по-своему осмысливая его.

Увлекательное обсуждение после завершения лекции лишний раз подтвердило, что прикосновение к высокому искусству, неразрывно связанному с христианством, – это повод для серьезного и глубокого осмысливания основ веры, поиска путей достижения благословенной полноты вечного общения с Богом в любви. И совсем неудивительно, что у участников встречи возникло множество вопросов, на которые им еще предстоит найти ответы.

-В первую очередь, хочу сказать большое спасибо за такую содержательную лекцию,- говорит одна из постоянных участниц клуба любителей искусств Людмила Павловна. — Больше всего меня поразило,  как изображали сюжет Тайной Вечери  русские иконописцы. На иконе присутствует два сюжета: Спаситель, преломляющий хлеб, и Спаситель, наливающий вино. Природа таинства Причастия изображена так ясно, так просто, без лишних деталей, которые потом появятся на полотнах художников. И это трогает до глубины души.

По мнению Галины Вячеславовны Канищевой, которая вот уже на протяжении нескольких лет старается не пропустить ни одного занятия клуба,  подобные исторические исследования помогают по-новому взглянуть на, казалось бы, уже хорошо знакомые произведения, как, например, фреску Леонардо да Винчи.

— Я только сейчас поняла, как глубоко автор проник в психологию каждого образа, как хорошо он сумел передать человеческую природу. У меня сразу возникло желание узнать как можно больше о каждом из святых апостолов. Ведь каждый из них шел своим путем к обретению Христа. Еще меня заинтересовала история создания картины Николая Ге, да и сама личность художника. Это далеко не все, конечно, на что меня натолкнула эта встреча. Вообще же, если говорить о наших занятиях, то для меня они   настоящая отдушина. Мы не только постоянно пополняем свой багаж знаний, но и таким образом находим ответы  на самые трудные  вопросы, которые возникают в глубине души каждого человека. Ведь искусство, обращенное к религии, способствуют духовному раскрытию человека и развитию его творческого потенциала. И я рада, что хотя бы в зрелом возрасте  у меня появилась такая возможность.

Марина Полянская, фото автора