В Тульской Духовной семинарии открылась выставка молодой художницы Юлии Калугиной, организованная епархиальным культурно-просветительским центром «Фавор».

Творческая биография Юлии Калугиной в силу ее юного возраста пока только начинается, но начинается весьма успешно. И главным критерием успеха  является не количество персональных выставок, а возникающий интерес к ее работам, как у признанных мастеров живописи, так и у поклонников всего прекрасного, что, к тому же, заставляет задуматься.

Бесспорно, каждое яркое произведение изобразительного искусства — это уникальное явление. В случае с Юлией эта уникальность носит экспериментальный характер. Художница, избравшая графику как творческую стезю, старается сочетать в ней традиционность и новаторский подход к технике и материалам. Свой стиль, в основе которого лежит поиск себя и новых средств для самовыражения, она определила как  исследовательскую графику.

Тяга к творчеству возникла у Юлии довольно поздно по общепринятым меркам – в 14 лет. Многие преподаватели советовали ей оставить свою мечту научиться азам рисунка и живописи. Но девочку в ее стремлении поддержали родители. В итоге довольно скоро в 2002 году Юля становится победителем районного конкурса рисунка, а еще чрез два года  за большие достижения в области художественного творчества получает стипендию «Лучи в светлое завтра», после чего следует еще целый ряд побед в районных, городских и областных конкурсах.

После школы юная художница мечтала обучаться дизайну, но судьба распорядилась иначе – она стала выпускницей кафедры «Городское строительство и архитектура» горно-строительного факультета Тульского государственного университета. И со временем Юля поняла, что эта специальность — просто ее призвание. Но главное, что жизнь подарила ей встречу с учителями: профессором ТулГУ и руководителем архитектурно-реставрационного направления кафедры, художником и архитектором Владимиром Васильевичем Куликовым и художником Николаем Ивановичем Трифоновым, которые передали ей секреты академической живописи. А затем — сдоцентом ТулГу Энгелем Изимовичем Исхаковым, который открыл принципиально новый взгляд на графику и изменил видение классики как таковой, и Сергеем Николаевичем Левиным, художником, поддержавшим ее в новом направлении.

Открывая выставку, Марина Александровна Михалева, руководитель  епархиального культурно-просветительского центра «Фавор», подчеркнула, что таких выставок, позволяющих изменить свое отношение к классике, в семинарии еще никогда не было.

— Возможно, большинство работ не всегда будут понятны на первый взгляд, их не всегда можно объяснить словами, да, наверное, и не нужно, — сказала она.- На мой взгляд, произведения Юлии сродни интересным музыкальным произведениям XX-XXI веков, когда Прокофьев написал свою 1-ю «Классическую» симфонию. Начало ее  было в полном ладу с традиционной классической симфонией XVII века. А далее начинаются какие-то совершенно необъяснимые авторские фантазии, и ты понимаешь, что это продолжение классики, но совсем по-другому организованы звуки. И пытаться  анализировать музыку Прокофьева невозможно, просто в нее нужно войти и прожить. Или другой пример, когда мы слушаем какую-то песню на иностранном языке, но при этом понимаем ее без перевода, он нам просто не нужен, не интересен, мы все понимаем из гармонии, из гармонии и звучания. Так и с работами, представленными в этой необычной экспозиции, которая, к моей большой радости, появилась в нашей семинарии.

И с Мариной Александровной трудно не согласится. Каждая работа – это исследование авторских размышлений и впечатлений, поиск новых форм и содержания, которые могут быть выполнены как в классической манере, так и наоборот.

— Один из наглядных примеров – работа на исследование техники, — поясняет Юлия. – В ней использованы акварель и тушь, несочетаемые в традиционной графике. Здесь также применена техника пятна, которая наглядно демонстрирует, что картина была создана не с помощью руки, а с помощью природы. На ней нет ни одного мазка, сделанного мной, краска разлилась там, где хотелось бы мне, повторив форму акварельного квадрата.

Хорошо знакомый  каждому портрет Юрия Гагарина  композиционно выглядит незавершенным, неуравновешенным, поскольку с одной стороны пространство ничем не заполнено. В результате возникает эффект открытого пространства — космоса, из которого этот мужественный человек пришел к нам и в которое в итоге ушел навсегда. Рядом – одинокое дерево в вертикальную полоску, символизирующее собой пример абсолютной природной пластики. Или портрет знакомой девушки Виктории: во время работы лист начал падать, тушь с левой стороны подтекла, образовав один из углов рамки. Следуя классическим канонам графики, следовало бы добавить еще две грани, чтобы портрет воспринимался в привычном для нас трёхмерном измерении. Но Юлия, как художник-исследователь, решила оставить его без изменений, чтобы дать возможность зрителю самому додумать тот вариант, который ему ближе.

Особый интерес вызывали работы, созданные на миллиметровой бумаге.

— Первый вопрос, который мне задают  – почему миллиметровка? – продолжает Юлия.- Все произошло само собой. В моей жизни был такой период, когда меня просто переполняли эмоции, и мне безудержно хотелось рисовать. В студии не оказалось другой бумаги, а в руки мне попала гелевая авторучка. Так возникла серия работ, и постепенно я усовершенствовала эту технику.

Одна из картин с говорящим названием  «Любовь» буквально завораживает. Она пронизана экспрессией, которая приобретает самые причудливые, не поддающиеся разгадке энергетические вихри, которые явно бушевали в это время в душе художницы.

— Определенно работы Юлии не похожи на что-то привычное, — делится своими размышлениями Марина Александровна Михалева. —  В каждой ее картине мне видится какая-то пружина, которая разворачивается и вокруг себя создает фонтаны эмоций. Хотя графика черно- белая, она совершенно не давящая, в ней присутствует  внутреннее движение и развивающаяся идея, которая, возможно, не имеет сюжетных форм. Примерно так же мы иногда не можем проследить, в какой именно момент у нас появляется отчетливая мысль. Вдруг она вспыхивает, но этому предшествовала определенная работа мозга, которую мы даже не можем зафиксировать в отдельные моменты самой напряженной работы.  И вот сейчас каждый из этих графических листов можно продолжить и завершить любым традиционным сюжетом. К чему это приводит? К таким работам, как, например, люди, сидящие у костра, или одинокое дерево… Несмотря на всю нетрадиционность авторского стиля, его сложность, главный критерий заключается в том, что ее творчество не разрушительно, оно увлекает, его хочется изучать, но не формулировать, о чем оно. Есть движение самолета, движение человека, бег иноходца, а это, на мой взгляд, портрет движения как такового.

Помимо работ Юлии Калугиной, на выставке представлены произведения ее учителей, а также учеников, которых она учит не только азам академического рисунка, но и самостоятельности в творческих проявлениях.

Ознакомится с экспозицией, которая пробудет в стенах Тульской Духовной семинарии до Пасхи, можно по будням.

Марина Полянская, фото автора