В Государственном Кремлевском дворце в Москве состоялось торжественное открытие XXII Международных Рождественских образовательных чтений по теме «Преподобный Сергий. Русь. Наследие, современность, будущее», в которых приняли участие представители отдела религиозного образования и катехизации Тульской епархии.

Открыл чтения и возглавил первое пленарное заседание Святейший Патриарх Московский и всея Руси Кирилл. Почетным гостем мероприятия стал Блаженнейший Патриарх Великой Антиохии и всего Востока Иоанн Х. На форум приехали представители Поместных Православных Церквей, общественных организаций и органов государственного управления, преподаватели и руководители образовательных учреждений России и зарубежья, сотрудники Синодальных отделов, и, конечно, архиереи, священники, диаконы, монашествующие и миряне со всех епархий Русской Православной Церкви, в том числе и представители отдела религиозного образования и катехизации Тульской епархии.

В президиум чтений вошли: председатель Синодального отдела религиозного образования и катехизации митрополит Ростовский и Новочеркасский Меркурий; председатель Государственной Думы ФС РФ С.Е. Нарышкин; полномочный представитель Президента РФ в Центральном федеральном округе А.Д. Беглов; первый заместитель председателя Совета Федерации А.П. Торшин; министр образования и науки РФ Д.В. Ливанов; министр регионального развития РФ И.Н. Слюняев; статс-секретарь — заместитель министра иностранных дел РФ Г.Б. Карасин; заместитель министра культуры РФ Г.П. Ивлиев; руководитель Департамента межрегионального сотрудничества, национальной политики и связей с религиозными организациями г. Москвы Ю.В. Артюх; главный ученый секретарь президиума Российской академии образования Ю.П. Зинченко.

После совместной молитвы чтения благословил Его Блаженство Патриарх Антиохийский Иоанн Х, и пленарное заседание открыл своим докладом Святейший Патриарх Московский и всея Руси Кирилл. Его Святейшество рассказал о тех успехах, которые были достигнуты за прошедший год, в том числе о включении положений о духовно-нравственном и теологическом образовании в федеральный закон и образовательные стандарты: «Были приняты важные общецерковные документы. Наша позиция нашла также отражение в новом Федеральном законе «Об образовании в Российской Федерации» (статья 87) и в федеральных государственных образовательных стандартах нового поколения, в том числе и во впервые принятом в России в октябре 2013 года стандарте дошкольного образования. Отрадно, что эти документы учитывают мнение православных граждан, чему содействовала большая работа, проведенная, в том числе и Синодальным отделом религиозного образования и катехизации и Министерством образования Российской Федерации.

В 2013 году завершена разработка проекта Образовательной концепции Русской Православной Церкви — основополагающего документа, являющегося продолжением Основ социальной концепции в сфере образования. В нем излагается стратегия развития системы непрерывного православного образования всех уровней, типов и видов: религиозно-культурологического, катехизического и духовного».

Ещё одним важным моментом, которого коснулся Святейший Патриарх Кирилл, стали проблемы преподавания основ православной культуры как модуля комплексного учебного курса «Основы религиозных культур и светской этики» (ОРКСЭ) в 4-х классах школ Российской Федерации:

«Не везде достигнут необходимый для эффективной работы в этом направлении уровень взаимодействия епархиальных структур и региональных органов управления образованием. Синодальному отделу религиозного образования дано поручение помочь там, где это необходимо, и в первую очередь недавно созданным епархиям, особенно небольшим или удаленным, в организации этого взаимодействия».

В заключение доклада Его Святейшество объявил открытие нового конкурса детского творчества: «В нынешнем 2014 году, в рамках празднования 700-летия со дня рождения преподобного Сергия, проводится еще один самостоятельный конкурс детского творчества, посвященный подвигу игумена Русской земли. Конкурсная программа включает в себя два направления: художественное и литературное. В этом огромном зале, наполненном неравнодушными к проблемам православного воспитания и образования людьми, я объявляю конкурс открытым. Надеюсь, что министерством культуры и министерством образования и науки, и Мэрией Москвы, и руководством федеральных округов будет оказана поддержка данному проекту».

В выступлении министра образования Дмитрия Викторовича Ливанова звучали такие слова: «Основоположник русской педагогики Константин Дмитриевич Ушинский писал: «Самая важная часть воспитания — образование характера». Именно формированию характера ребенка как суммы наиболее важных личностных качеств, нравственной культуры, социальной ответственности в современном образовании уделяется первостепенное внимание. Это и главная тема государственно-церковного диалога в области образования».

Министр образования также затронул такие важные темы, как преподавание основ религиозных культур и светской этики в школе, принятие документов, включающих положения о духовно-нравственном и теологическом образовании, соработничество министерства образования с Церковью, особенно с Синодальным отделом религиозного образования в реализации принятых документов и в проведении конкурсов.

По окончании пленарного заседания состоялся концерт.

Сотрудник отдела религиозного образования и катехизации Тульской епархии диакон Алексий Иванов поделился впечатлениями от пленарного заседания: «Я участвую в Международных Рождественских чтениях уже не первый год, и, наверное, впервые этот форум открывали два патриарха. Радостно было и то, что на сегодняшнее пленарное заседание приехало так много людей. Видно, что с каждым годом число участников Рождественских чтений становится всё больше, сам уровень подготовки и проведения мероприятия растёт. С огромным вниманием все собравшиеся слушают доклад Святейшего Патриарха Кирилла. Его выступление является программным для всех чтений.

Для меня как сотрудника епархиального отдела образования, безусловно, одним из важнейших является и выступление председателя Синодального отдела религиозного образования и катехизации митрополита Меркурия. В своем докладе владыка Меркурий отметил, что благодаря диалогу Российского государства и Церкви была выработана модель непрерывного православного образования, базирующаяся на двух фундаментальных направлениях (светском и конфессиональном). В создаваемую единую систему православного образования входят следующие значимые части: дошкольное образование, среднее православное образование, воскресные школы и катехизическое служение. Все эти части сегодня проходят процесс стандартизации и унификации. Так у нас в епархии в прошлом году был подготовлен реестр воскресных школ в соответствии со «Стандартом учебно-воспитательной деятельности, реализуемой в воскресных школах (для детей) Русской Православной Церкви на территории Российской Федерации», проводится аккредитация этих школ, программы епархиальных катехизаторских курсов при нашем отделе были переработаны согласно «Положению о порядке реализации программ по подготовке специалистов в области катехизической, миссионерской, молодежной и социальной деятельности».

Если говорить о будущих долгосрочных направлениях работы, то одним из самых значимых, на мой взгляд, отмеченных в докладе владыки Меркурия, является поэтапное расширение преподавания «Основ религиозных культур…» со 2 по 10 классы общеобразовательной школы, конечно, с предоставлением выбора одного из модулей родителям учащихся. С текстом концепции комплексного учебного курса «Основы религиозных культур и светской этики» на ступенях начального, основного, среднего (полного) общего образования любой желающий может ознакомиться на сайте Синодального отдела религиозного образования».