По благословению митрополита Тульского и Ефремовского Алексия, при поддержке Международного грантового конкурса «Православная инициатива 2019-2020» в городском концертном зале города Тулы состоялся показ спектакля «Запретный плод».

Премьера спектакля состоялась в Москве 17 февраля 2018 года, МОГТЮЗ под руководством Заслуженной артистки РФ Нонны Гришаевой. Автор пьесы и режиссер: заслуженный деятель искусств Украины Игорь Афанасьев. Актеры: Ксения Попович и Антон Богдасаров .

Тульские зрители во второй раз принимают на своих сценах гастроли московского спектакля «Запретный плод». Зрителями были приглашены воспитанники воскресных и общеобразовательных школ, воспитанники Тульской Духовной Семинарии, а так же волонтеры молодежного добровольческого центра Тульской епархии. Гастроли московского спектакля подарили возможность тульскому зрителю проникнуться одним из самых острых вопросов – аборт или жизнь?

Пьеса в двух действиях. В утробе матери брат и сестра готовятся к выходу в мир людей. Маленькие человечки умны, талантливы, любознательны. Много самых главных вещей в этой жизни в них заложили генетика и Господь. Брат и сестра слышат окружающий мир, переживают стрессы и радости родителей, но в конце первого действия они слышат страшное слово. Аборт.
Во втором действии зрители становятся свидетелями конфликта родителей, которых играют те же актёры. И вместе с ними учатся слышать голоса тех, кто должен появиться на свет: не безымянных зародышей, лишённых права выбора, а своё единственное продолжение, без которого нет смысла ни в любви, ни в жизни в целом…

Спектакль касается такой откровенной темы, как аборт. Аборт — это добровольный выбор, выбор в пользу хладнокровного убийства зародившейся жизни. Бог предлагает каждому человеку: вечная жизнь вместе с Ним или вечная смерть в аду. Он желает, чтобы человек выбрал жизнь, но решение остается за человеком. «Жизнь и смерть предложил Я тебе, благословение и проклятие. Избери жизнь» Цитата из книги Второзаконие, 30 глава, стих 19.

«Запретный плод» уже побывал в Благовещенске, Хабаровске, Туле, Ростове-на-Дону, Оренбурге. В каждом городе спектакль проходит при поддержке местных епархий, и каждый город неизменно аплодирует «Запретному плоду» стоя.

В 2020 году спектакль был удостоен международного гранта от Фонда поддержки гуманитарных и просветительских инициатив «Соработничество», который осуществляет свою деятельность по благословению Святейшего Патриарха Московского и всея Руси Кирилла. Благодаря гранту, до декабря 2020 года спектакль увидят жители Калуги, Ельца, Рыбинска и Тулы.

За кулисами нам удалось взять интервью у автора пьесы и режиссера, заслуженного деятеля искусств Украины Игоря Афанасьева:

— Игорь Яковлевич, сегодня нам представилась уникальная возможность: мы принимаем Ваш спектакль на Тульской земле. Расскажите, как к Вам пришла идея создания произведения с таким глубоким, но при этом невероятно острым посылом?

Я считаю, что к каждому художнику в определенный момент жизни Волею Господа приходит сигнал. Так произошло и со мной. Однажды, находясь уже в достаточно серьезном возрасте, я получил такой сигнал. Проснулся ночью, подумал, и сел писать сценарий к будущей пьесе. Вероятно, на моем решении сказались пройденные жизненные обстоятельства, личные переживания и рассуждения. Инициатива могла быть предана забвению, но Господь устроил так, чтобы сценарий пьесы прочитал руководитель пресс-службы патриарха, Владимир Романович Легойда. Благодаря его ходатайству спектакль получил благословение Святейшего Патриарха Московского и всея Руси Кирилла. Реализовать постановку нам помогла заслуженная  артистка Российской Федерации, художественный руководитель Московского областного театра юного зрителя, Нонна Гришаева. «Запретный плод» создан на базе МОГТЮЗа, на сцене этого театра он ставится регулярно. Главной задачей было донести до зрителя ответы на столь острые вопросы, при этом, не прибегая к нравоучениям и навязчивым нотациям. Удалось ли? Оценит зритель.

В спектакле «Запретный плод» задействовано минимум декораций и деталей. Как Вам и Вашей команде удалось преподнести на сцене столь многогранную историю, пользуясь минимальным реквизитом?

У каждого режиссера, как и у каждого театра, есть свой, оригинальный стиль. В стиле «минимализм» я работаю уже много лет. Господь дал мне возможность начинать творческий путь рука об руку с великими художниками, у которых я многому научился и многое перенял. Мы показали, как простейшие декорации способны передать уникальный замысел.

— Это действительно уникальная пьеса. Расскажите,  как актеры относятся к тем вопросам, которые иллюстрируют?

— Вы знаете, я могу с уверенностью сказать — каждый из нас работает не ради славы или гонораров. Вся наша команда — это высокодуховные люди, они пропускают через себя все те переживания, которые показывают зрителю. Самоотдача актеров на сцене заставляет зрителей пересмотреть свои личные духовные установки, это меняет их мировосприятие и глубоко трогает душу. Люди плачут, люди понимают, что это такое – человеческая жизнь. Такие вопросы должны «болеть» в сердцах, их нельзя игнорировать или пренебрегать. Потому каждый из нас работает по собственному, внутреннему посылу.

— «Запретный плод» за два года с момента премьеры увидели множество городов. Какой зритель Вам запомнился больше всего?

— Хотелось бы выразить благодарность фонду «Соработничество», благодаря его финансовой поддержке у нас есть возможность показывать «Запретный плод» бесплатно на многих сценах России. Нет необходимости продавать билеты, мы просто приглашаем всех желающих оценить наш спектакль. Однажды мы показывали его в женской колонии. Это люди с тяжёлой судьбой, прошедшие множество испытаний, за плечами у которых тяжкие грехи и ответственность за них. Но наши артисты смогли тронуть женщин и девушек до глубины души, со слезами на глазах они покидали нас. Другой случай запомнился нам в Хабаровске. По окончании выступления Митрополит обратился к людям со словами; «Господь дал служителям Церкви право нести слово Божие в проповеди к пастве. Но после этого спектакля никакая проповедь не нужна». Вот такой высокий комплимент мы получили. На самом деле, если мы начинаем говорить на одном языке с разными зрителями — это и есть величайшая оценка нашим трудам.

Нам удалось пообщаться с актерами, исполнившими роли близнецов в первом отделении спектакля, а во втором — их родителей. Уникальные, талантливые артисты — Антон Богдасаров и Ксения Попович:

«- Расскажите, как «Запретный плод» отразился на вашей жизни? Наверняка есть теплые истории и воспоминания, связанные с работой над спектаклем?

Ксения: Да, Вы правы. Два года назад, когда мы готовились к премьере, случилось настоящее чудо. Я узнала о своей беременности. Теперь я могу сравнить свое отношение к спектаклю до появления на свет малыша и после его рождения. Как я играла тогда, и как сейчас, когда моему сыну уже два годика — это совершенно разные позиции. Было очень интересно понять, открыть с новой стороны психологию и физиологию беременной девушки, ее чувства и переживания. Это настоящее чудо, дар Божий.

— Целевая аудитория спектакля – это молодежь, подростки, семейные пары. Как вы считаете, готовы ли молодые люди принять и осознать тот посыл, который вы донесли своим творчеством?

Антон: Несомненно, готовы. Зерно размышлений о жизни и смерти, о выборе между убийством и милосердием нужно закладывать в молодые сердца с детства. Главное, говорить об этом деликатно, не навязывая и не упрекая. Люди понимают нас, сопереживают героям и проникаются происходящим до глубины души. Такая реакция – это самая высокая награда нашему мастерству».

София Орлова, фото Никиты Звягинцева