По благословению председателя отдела по благотворительности и социальному служению протоиерея Сергия Резухина состоялась встреча, в ходе которой клирик Всехсвятского собора иерей Антоний Дьячков поделился живительным воздухом Святой Горы Афонской с сестрами милосердия сестричества во имя святых Жен-Мироносиц.

В 1016 году упоминается о русском монастыре на Святой Горе и потому он признан годом рождения русского монашества.

Святейший Патриарх Московский и всея Руси Кирилл во время своего посещения Афона отметил, что Святая Гора, как место высокого духовного подвига её насельников, всегда была особой желанной целью паломничества для православных мужей всего мира: «Многое можно сказать о тесных исторических связях Руси и Афона, как к источнику обильной благодати прибегали чада нашей Церкви к Святой Горе, чтобы обновить свои силы, взять за образец иноческие правила и уставы, получить назидательный духовный пример для благочестивой жизни. Богатое именами подвижников русское монашество получило свое историческое бытие с благословения Святого Афона».

«О, верьте, если бы сложили к ногам моим все царства земные, и венцы, и славу их и сказали бы: «Все возьми, все твое, только останься в мире и забудь, не ходи на Афон!». Я бы грустно вздохнул, отворотился от всего мира и стал бы только глядеть на бесценный наш Афон, слыть дикарем, медведем, – лишь бы оставить при себе мои чувства, мое сердце, мои афонские ангельские наслаждения в несмолкающих бдениях, чем быть в мире и для мира. Если бы люди знали, если бы хоть раз испытали теплоту наших чувств, огонь той сладкой любви к Богу, они бы, конечно, воскликнули с Давидом «Что ми есть на небеси и что восхотех от Бога на земли? Боже! Ты Бог сердца моего, Ты часть моя, Боже, во век!, – писал о Святой Горе Афонской в своих письмах иеросхимонах Серафим Святогорец (Веснин).

Человек однажды побывав на Святой Горе, скажет, что это – рай, а как описать, нет силы, потому, что райское наслаждение можно только почувствовать и достигать его, но слов о нем нет на языке человеческом. Для этого нужен язык ангельский.

Именно такие мысли высказал отец Антоний в беседе с сестрами милосердия, проявившими необыкновенный интерес к пребыванию на Афоне, испытавшими желание понять и принять тот духовный опыт иноческой жизни, который объясняет слова Господа: «Ибо вот, Царствие Божие внутрь вас есть» (Лук.17:20-21).

«Самое главное, основное – это духовная жажда, заставляющая православного христианина всегда находиться в поиске, стремиться к совершенству, к достижению апостольской любви, которая живительным воздухом проникает в самую глубину собственного бытия – во все уды, составы, наполняя Божественной благодатью», – делится иерей Антоний Дьячков, побывавший на Святой Горе Афон и накопивший множество материалов. – Живописное место расположения Русского Афонского монастыря святого великомученика Пантелеимона усеянно ароматными рощами, фруктовыми садами и виноградниками. Эдемская красота, умилительные пустыни создают сладость райского утешения – слезы любви Божественной и неизъяснимое наслаждение сердца в духе молитвы. Паломники чувствуют близкое присутствие на Афоне Божией Матери, об этом также свидетельствуют многочисленные рассказы иноков, сознающих, что Пресвятая Богородица с ними постоянно.

В каждом монастыре Святой Горы имеются свои святыни, которые выносятся для поклонения во время Великого повечерия. Прикосновение к поясу Пресвятой Богородицы – бесценной святыни Ватопедского монастыря, дышащей райским ароматом, вызвало у благодарных паломников рыдание и потоки слез.

Молитвенный подвиг афонских монахов, преодолевающих с Божией помощью нечеловеческие, строгие аскетические условия ощущаешь тогда, когда идешь молиться – солнышко садится, идешь с молитвы – солнышко встает.

Веками накопленный, колоссальный духовный опыт передается от старца к старцу, воспитывает молодых монахов, дает возможность паломникам обогатить душу, раскрыть смысл человеческой жизни.

Многие русские люди, подвизавшиеся на Святой Горе на протяжении 1000 лет, прославлены в лике святых.

Общение нашей группы с келейником отца Паисия Святогорца, наместниками монастырей, молодым 25-летним монахом Досифеем, уроженцем Воронежской области, который приехал на Афон паломником, а теперь несет изнурительное послушание трапезаря, принесло неоценимый духовный плод: совершенно преобразило, изменило внутреннее состояние к лучшему, поставило на высшую ступень достижения соединения с Богом.

Чудесные, сакраментальные откровения возникают при воспоминании об особенностях Божественной Литургии на вершине Святой Горы, о сбывшихся надеждах по молитвам перед чудотворными иконами Царицы Небесной, перед мощами святых.

Как губка, впитывающая влагу, мы старались на Святой Горе напитаться духовным опытом, чтобы привезти и каждому дать частичку благодати».

В беседе с сестрами отец Антоний рассказал, что выдающийся афонский старец Макарий (Сушкин), уроженец города Тулы, был учеником и преемником старца и духовника всех русских святогорцев иеросхимонаха Иеронима (Соломенцова), восстановил русское монашество в Русском Свято-Пантелеимоновом монастыре, впитав строгий деятельный монашеский дух русского подвижничества; преподобный Силуан Афонский (Семен Антонов), схимонах, старец, подвижник гигантской силы духа, свидетель Божественной любви, родился в Тамбовской губернии, сорок шесть лет прожил в монастыре; ученик преподобного Силуана архимандрит Софроний (Сахаров) родом из Москвы, ревностный продолжатель монашеской исихастской традиции, главную цель монашества видел в достижении совершенства: «наивысшее, что может быть с нами по вере нашей, – говорит старец, – единство по образу Святой Троицы».

Сестрам милосердия Светлане и Людмиле, встреча с отцом Антонием открыла, что в рамках подготовки к празднованию 1000-летия русского монашества на Святой Горе Свято-Пантелеимонов Афонский монастырь начал издание 25-ти томной серии «Русский Афон ХIХ-ХХ веков», с которым можно ознакомиться на сайте: afonit.info; для семейного чтения полезна книга о преподобном Иосифе Исихасте, величайшем Афонском подвижнике, который обрел бесценный небесный дар – посещение Божественного Света и непрестанную умную молитву.

На вопрос о Божественной воле, участники духовной беседы услышали ответ: «Воля Божия – быть христианином, достойно исполнять христианский долг – совершать Исповедь и Святое Причастие. Таинства Святой Церкви – существенная потребность нашего духа, единственное условие к временному и вечному благополучию, верные залоги райского блаженства».

Информационная служба отдела по благотворительности и социальному служению, часть фотографий из архива иерея Антония Дьячкова