9 сентября 2017 года. Начало обновления жизни

В Археологическом музее Новомосковска в рамках многолетнего сотрудничества с Тульской епархией состоялось открытие выставки «Новолетие», организованной Епархиальным культурно-просветительским центром «Фавор».

С приветственным словом к участникам мероприятия  -  постоянным посетителям музея и воспитанникам городского Центра досуга детей и подростков - обратилась Ольга Халилова, заведующая археологическим музеем, являющегося подразделением Объединения «Новомосковский историко-художественный музей». Она отметила, что это уже не первый выставочный проект Епархиального культурно-просветительского центра «Фавор», представленный в стенах музея. И каждый из них -  это  настоящее и заметное событие в культурной жизни города, позволяющее новомосковцам знакомиться с интересными историческими материалами и экспонатами.

«Идея  выставки «Новолетие» принадлежит Марине Александровне Михалёвой, директору центра «Фавор» и заведующей церковно-археологическим кабинетом Тульской духовной семинарии, - произнесла Ольга Викторовна.- Название экспозиции и время ее проведения совсем не случайны. Как известно, 1 сентября по старому стилю или 14 сентября - по новому начинался новый год.  Традиция эта связана с древними церковными обычаями, которые унаследовала Русь после  Крещения. А день этот называется новолетием или началом индикта – церковного года. Кстати сказать, современное правило -  начинать учебный год 1 сентября -  связано именно с индиктом. Как и  другая традиция – звонить в колокольчик перед началом занятий, поскольку празднование начала новолетия всегда сопровождалось колокольным звоном. Новолетие и сегодня празднуется православной Церковью, но, пожалуй, торжество это остается незаметным».

Далее, благодаря Ольге Викторовне, посетители выставки совершили небольшой экскурс в историю нашего летоисчисления. Так,  взрослые и дети вспомнили, а кто-то и узнал впервые, что с принятием христианства Русь перешла на византийское летоисчисление, по которому нынешний год – 7525 от сотворения мира. Однако несколько веков гражданский год в стране начинался 1 марта. Пока в конце 15 века великий князь Иоанн Васильевич III не утвердил постановление Московского собора о том, чтобы за начало как церковного, так и гражданского года считать 1 сентября. Тем более, что с этого дня начинили собирать дань, пошлины и различные оброки. На протяжении двух веков в первый день осени русский народ праздновал церковно-государственный праздник. А в декабре 1699 года первый российский император Петр Первый издал известный указ  «О праздновании Нового года», отодвинув встречу очередного года на три месяца вперед – на 1 января.

Затем вниманием собравшихся завладела Марина Михалёва, директор Епархиального культурно-просветительского центра «Фавор», выступившая в качестве экскурсовода.  Прежде чем рассказать об экспонатах выставки, среди которых уникальные старопечатные издания духовных книг, иконы 18 – 19 века, богослужебное облачение, старинные фотографии, документы, журналы, она отметила: «Каждый из представленных предметов дает возможность поразмыслить над вопросом: когда же новое лето, новый год начинается не только в жизни Церкви и страны, но и в жизни каждого человека?»

По мере дальнейшего знакомства с экспозицией становилось понятно, что она построена именно по такому принципу. Первая ее часть посвящена истории и особенностям церковного новолетия. И в первую очередь Марина Александровна обратилась к «Слову на Новый год» святителя Иоанна Златоуста, в котором известный богослов говорит, что новый год, по замыслу Божиему, необходим для того, чтобы Господь отверз нам двери правды,  и мы бы вошли в это новое время с делами благотворения.

Настоящий, неподдельный интерес вызвал раздел, рассказывающий о том, как Православная Церковь живет от праздника Воскресения Господня до следующего Воскресения Господня. Пасхальное движение можно проследить через представленные богослужебные книги, иконы. Подобный взгляд на летоисчисление – от самого главного церковного праздника -  для большей части посетителей стал своего рода открытием и откровением.

Следующую часть экспозиции «Новолетие» составили всевозможные календари, изданные в России до 1917 года. И обращение к каждому из них, благодаря его издателям, дало возможность участникам события обратиться к новым, возможно, до сих пор малоизвестным страницам жизни российского общества.

Например, «Тульский народный православный календарь» - небольшой листок, совершенно неброский, потемневший от времени, затрепанный, но интересный и ценный тем, что был выпушен Тульским епархиальным Иоанно-Предтеченским братством. Так, казалось бы, невзрачный на первый взгляд календарь, превратился в живое свидетельство дела благотворительности и милосердия на тульской земле в конце 19- начале 20 веков, а главное – стал хорошим поводом рассказать  о Пророке Иоанне, Предтече и Крестителе Господнем, о том, почему братство было названо в его честь этого святого.

Не менее содержательным и повествовательным получился разговор о том, как и чем жила Российская империя во времена последнего императора – Николая II, в том числе и в контексте новолетия. Марина Александровна обратила внимание на детский календарь, изданный в Одессе, на обложке которого изображен юный цесаревич Алексей Николаевич. А рядом с ним - развернутый выпуск газеты «Церковные ведомости» с манифестом о рождении 12 августа 1904 года престолонаследника. «Продолжение династии Романовых, проявлении заботы императора -  «хозяина земли Русской»-  как он сам указал свой род занятий в последней Всероссийской переписи населения, о том, чтобы  государство содержать в порядке и передать его потом своему сыну – все это воспринималось обществом, говоря условно, как некая новая эпоха в истории страны», -  произнесла она.

Примечателен календарь на 1918 год:  он еще назван Всеобщим, с его обложки смотрят солдат с Георгиевским крестом на груди,  крестьянин патриархального вида и рабочий в тужурке, украшенной красным бантом, на фоне церквей. Несмотря на надежды о сплоченном обществе, произошедшие грандиозные перемены довольно скоро раскололи его. И свидетельство тому – две граммофонные пластинки, наглядно показывающие, что люди в стране стали петь и слушать совершенно разные песни: одни новые -  «Вы жертвою пали», а другие старые - «Господи, воззвах!»

О новой наступившей эпохе и о том, как ее восприняла и переживала Русская Православная Церковь, повествуют календари, газеты, периодические  издания советского времени.  А такому «красному дню» как 1 сентября посвящен отдельный раздел, включающий в себя хорошо узнаваемые многими и сегодня атрибуты школьной жизни, предметы советского быта, милые вещицы, вызывающие у представителей старшего поколения  теплые воспоминания о времени беззаботного детства и юности…

В завершение Марина Александровна обратила внимание, что выставка носит интерактивный характер, а это означает, что все экспонаты доступны посетителям.

Прекрасным продолжением выставки стала подборка полотен тульских художников, подаренных Епархиальному культурно-просветительскому центру «Фавор» и Тульской духовной семинарии. Среди авторов известные и признанные мастера: Корабельников А.А., Левшин М.В., Лялякин А.И., Павлов В.В., Голубов В.П., Цинман Ж.Г.

Марина Полянская.

Фото предоставлено Археологическим музеем г.Новомосковск.



  • Нажмите, чтобы увеличить 0 главная.JPG
  • Нажмите, чтобы увеличить IMG_0561 (1).JPG
  • Нажмите, чтобы увеличить IMG_0572.JPG
  • Нажмите, чтобы увеличить IMG_0574 (1).JPG
  • Нажмите, чтобы увеличить IMG_0583.JPG
  • Обращение Патриарха Московского и всея Руси Кирилла по случаю Дня трезвости
    Обращение по случаю принесения в пределы Русской Православной Церкви мощей святителя и чудотворца Николая, архиепископа Мир Ликийских. Часть 1.
    Обращение по случаю принесения в пределы Русской Православной Церкви мощей святителя и чудотворца Николая, архиепископа Мир Ликийских. Часть 2.






    Анонсы


    ВИДЕОсюжеты

    Статьи и публикации

    Календарь новостей

    Синодальный Информационный Отдел