9 февраля 2018 года. Назидательное значение жизни и трудов святого Иоанна Златоуста

В продолжение сотрудничества Тульского отделения Общества русской словесности состоялась очередная  встреча старшеклассников и педагогов Муниципального общеобразовательного учреждения «Центр образования №46», что в поселке Ленинский Большой Тулы, с Олегом Сениным, преподавателем Тульской духовной семинарии, литератором и проповедником.

По  обыкновению гость пришел не один, а вместе с протоиереем Борисом Монькиным, настоятелем Свято-Георгиевского храма, хорошо знакомый ученикам и преподавателям. С приветствия и благословения отца Бориса и начался необычный урок. «Хочу напомнить вам, ребята, что Олег Михайлович Сенин, является заместителем председателя Тульского отделения Общества русской словесности, поэтом и писателем, а также магистром богословия и проповедником. Одним словом, человек, обладающий обширными познаниями как в сфере литературы и художественного слова, так и в сферах, связанных с изучением Священного Писания, истории христианства и Церкви. И сегодня вас ожидает интересный разговор о святом  Иоанне Златоусте – великом учителе Вселенской Церкви, архиепископе Константинопольском,  жившем в 4 веке, память которого сегодня совершают православные христиане».

Олег Михайлович с первых минут своего выступления полностью завладел вниманием аудитории. Он не просто вкратце представил житие святителя Иоанна Златоуста, а на некоторое время погрузил своих слушателей в историческую обстановку и саму атмосферу  времени, в котором будущий святитель  родился и возрастал как истинный христианин и подвижник, как непревзойденный оратор,  проповедник  и выдающимся богослов.

Доступным и образным языком гость рассказал о том, какое влияние оказали на Иоанна его выдающиеся учителя  наставники,  благодаря которым он не только получил блестящее по тем временам образование в области философии, юриспруденции, риторики, но и обратился к углубленному изучению Священного Писания, о его жизни в монастыре и годах, проведенных в отшельничестве , где он научился уединению и  молитвенной сосредоточенности.

Разумеется, значительное внимание в беседе было уделено  церковному служению святого Иоанна. Особенно 12 - летнему периоду служения священником в родной Антихоии, когда проявился его талант проповедника, обладающего горячим сердцем истинного ревнителя Христа и редким даром Богодухновенного слова. Послушать его проповеди  в храме собирались огромные толпы. За пламенные, проникновенные  речи люди нарекли  его Златоустом. Но еще большую любовь свой паствы  святитель  снискал за праведность: сам  он вел аскетический образ жизни, но делал пожертвования неимущим, помогал бездомным, больным и призывал к этому состоятельных вельмож.

«Уже в пятидесятилетнем возрасте  Иоанн Златоуст  был назначен архиепископом в Константинополь, в то  время в столицу Византийской империи, несмотря на то, что многие годы отклонял предложения стать Патриархом, - продолжил выступающий. – И с первых дней святитель  проявил себя как противник вошедших к тому времени в христианскую среду нравов и традиций, противоречивших  самому христианскому пониманию благочестия. Особенно это касалось аристократов и вельмож, которые пользовались рабским трудом, а самих рабов зачастую не считали людьми, нарушая главный закон Христов «возлюби ближнего твоего, как самого себя» (Мф. 22:39). Вполне привычным явлением в их кругу были пышные пиры, сопровождавшиеся развлечениями и увеселениями, явно не украшавшими христианина. Как, например, театр , где в постановках упоминались языческие боги, и многое другое. Так вот Златоуст в своих проповедях обличал пороки богатых вельмож, многие из которых были близки к императорскому двору, их стремление к показной роскоши, расточительности, к накоплению богатств. Сам же он по-прежнему вел достойный образ жизни, и не то, чтобы сам не устраивал никаких пиршеств, но и отвергал поступающие ему приглашения. В результате такого противопоставления над головой  святителя начали сгущаться тучи. У него  появилось множество недругов, в том числе и среди церковных иерархов, но в первую очередь он навлек на себя гнев императрицы Евдоксии».

Олег Михайлович подробно рассказал  о том, как святитель Иоанн  после сомнительного суда над ним был сослан в первый раз из Константинополя, но после произошедшего вскоре разрушительного землетрясения, воспринятого императрицей и ее двором, как знак Божий, был возвращен обратно. А также о последовавшей вскоре второй ссылке в Армению опального, но бескомпромиссного и непримиримого архипастыря, продолжившего обличать царившие пороки.

«Однако, узнав, что  Иоанн Златоуст ведет переписку со своими духовными чадами, разгневанная императрица отправляет его еще дальше – в Пицунду, сегодня это Осетия, - добавил в завершение Олег Сенин. – К этому времени здоровье архипастыря уже было ослаблено строгим воздержанием, постом, перенесенными испытаниями. Но следуя приказу Евдоксии, к месту новой ссылки ему пришлось идти пешком, закованному в наручники и на привязи к двум всадникам-конвоирам… Конечно, вынести такого страшного испытания он уже не мог и на полпути предал Господу  душу со словами: «Слава Богу за все!» С таким смирением, терпением и надеждой на то, что Господь примет его душу, покинул этот мир этот удивительный человек. Пример святителя Иоанна учит нас относиться к жизни как к дару Божиему, который нужно применить  во благо его Подателю и людям!»

Старшеклассники узнали историю причисления Иоанна Златоуста к лику святых, а также обретения его честных мощей, связанных с публичным покаянием сына императрицы Евдоксии за все злодеяния, совершенные  матерью и ее приближенными против Божиего угодника, а также историю перенесения  их в Константинополь.

Не остались без внимания и наиболее известные труды святителя, которые, несмотря на минувшие века, не утратили своей значимости и актуальности,  и по-прежнему продолжают вдохновлять, вразумлять и научать  людей веры - и священников, и мирян.

Всеобщее впечатление ребят от встречи с Олегом Сениным передала Маргарита Кураева, ученица 10 класса : «Честно говоря, для нас, школьников, примеры для подражания обычно бывают исторически близкими. Это, как известно, герои Великой Отечественной войны, космонавты, люди, ценою своей жизни, спавшие жизни других людей в экстремальных ситуациях. Но, как ни удивительно, рассказ о жизни Иоанна Златоуста лично меня затронул и заставил призадуматься. Одно дело – героический подвиг, а тут – подвиг всей жизни святого ради подражания Иисусу Христу, - говорит девушка.- Со слов Олега Михайловича, я поняла, что биографии, или как их называют жития, святых представляют собой такой же яркий пример и образец для подражания нам, молодым».

Марина Евгеньевна Ефимушкина, преподаватель истории МБОУ «Центр образования №46»  поделилась: «Так случилось, что 15 лет  своей педагогической практики  я посвятила  преподаванию Основ православной культуры. Не так-то просто проходило внедрение этого предмета в школьные программы. Слава Богу, что в последнее время возможность знакомства детей с нашей духовной и культурной традицией позволяет открывать новые образовательные горизонты для подрастающего поколения.

Сегодняшний урок стал для меня и старшеклассников ярким и утонченным примером того,  как многому нас может научить и наставить наша святоотеческая традиция».

Марина Полянская.



  • Нажмите, чтобы увеличить 0 главная.JPG
  • Нажмите, чтобы увеличить IMG_2598.JPG
  • Нажмите, чтобы увеличить IMG_2603.JPG
  • Нажмите, чтобы увеличить IMG_2607.JPG
  • Нажмите, чтобы увеличить IMG_2610.JPG
  • Нажмите, чтобы увеличить IMG_2613.JPG
  • Нажмите, чтобы увеличить IMG_2614.JPG
  • Нажмите, чтобы увеличить IMG_2616.JPG
  • Нажмите, чтобы увеличить IMG_2618.JPG
  • Послание Святейшего Патриарха Кирилла и Священного Синода Русской Православной Церкви архипастырям, клиру, монашествующим и мирянам в связи с 1030-летием Крещения Руси
    Последование об усопших младенцех, не приемших благодати святаго Крещения
    Документы и постановления принятые Архиерейским Собором Русской Православной Церкви в 2017 году





    ВИДЕОсюжеты

    Статьи и публикации

    Календарь новостей

    Синодальный Информационный Отдел