В воскресной школе храма Рождества Христова начались занятия по теории иконописи, во время которых ученики не только знакомятся с историей священных изображений, но и учатся понимать их язык.

В православной традиции икона – это не только украшение храма и предмет почитания, ей придается важное вероучительное значение. С древних времени икону называли «живописным Евангелием», «бессловесной проповедью», «Библией для неграмотных». Понимать ее символичный язык хотели бы многие православные.

«Я давно мечтал, чтобы в нашей воскресной школе для взрослых открылось это направление, — рассказал настоятель храма Рождества Христова иерей Александр Брыксин. – Многие прихожане интересуются этой темой, а сейчас у нас появилась возможность организовать уроки по иконописи. Пока теоретические занятия будут проходит ежемесячно, а вот будут ли готовы наши ученики попробовать себя на практике покажет время».

Первый урок состоялся в трапезной: на столе установили большой экран, вокруг которого расположились учащиеся. Преподаватель курса, иконописец Кирилл Яковенко начал свой рассказ со времен зарождения живописи, предназначенной для создания священных изображений. Он рассказал, как, начиная с аллегорических росписей катакомб и мозаик ранневизантийской эпохи до средневековых образцов постепенно формировался иконописный канон. Как менялись образы и символы, изображенные на иконе. На большом экране ученики могли рассматривать и с помощью преподавателя раскрывать, считывать смысл, который вложен в тот или иной образ.

«Я бы очень хотел, чтобы моим ученикам стал понятен язык иконы, — рассказал иконописец Кирилл Яковенко, — ведь древняя природа этого языка связана с богословским содержанием, с библейскими событиями. По своей форме, по своей изобразительной сути, инструментально икона приспособлена для того, чтобы отражать духовную реальность, духовный опыт и реальность Богоявления.

Язык иконы современным людям чужд. Ведь если в XIV веке человек рос в окружении предметов традиционного искусства, которые были ближе к иконе в силу многих причин и условности изобразительного языка, то конечно современное искусство очень далеко от символичного языка иконы. И нам естественней и понятней «Утро в сосновом лесу» Шишкина и «Девятый вал» Айвазовского»».

На первом занятии ученики познакомились с выдающимися образцами древней ритуальной живописи и иконами, написанными в первые века христианства. Так подробно было рассмотрено энкаустическое изображение середины VI века — Христос Пантократор из Синайского монастыря, которое является древнейшим из известных иконописных образов Христа; изображения апостола Петра и образ Богоматери на троне, в сопровождении святых и ангелов, которые также относятся к энкаустической живописи.

После занятия многие ученики подходили к иконописцу, задавали вопросы. Алтарник Сергей Чуенков считает, что занятие было очень познавательными, а прихожанка Валентина Дмитриевна Жилина надеется во время уроков многому научиться.

«На каждой иконе свои образы, символы, любой штришок что-то обозначает, — считает Валентина Дмитриевна, — и мне бы очень хотелось не только молиться перед иконой, но и все это понимать. Сегодняшнее занятие очень понравилось, преподаватель просто молодец. Я думаю, что многим из нас он даст необходимые знания».

Заниматься могут не только прихожане Христорождественского храма, любой неравнодушный человек, желающий постичь язык иконы, сможет записаться в храме по адресу: г. Тула, ул. К. Маркса26-а или позвонить по телефону: 8 (4872) 42-86-91.

Елена Валеева, фото автора