Первая встреча в нынешнем учебном году учащихся 11 «а» класса Центра образования – Гимназии №1 города Тулы с Олегом Сениным, заместителем председателя Тульского отделения Общества русской словесности, была посвящена духовному общению преподобного Амвросия Оптинского и Фёдора Достоевского.

«Сегодня нам  предстоит интересный разговор о двух выдающихся личностях, оказавших заметное влияние на умы и сердца не только своих современников, но и дальнейших поколений. Безусловно, представлять вам Фёдора Михайловича Достоевского нет надобности, — обратился к слушателям Олег Сенин. — Однако мы не только коснемся жизни и творчества Фёдора Михайловича, но и жития преподобного Амвросия Оптинского, известного и почитаемого святого, память которого Русская Православная Церковь совершала 23 октября.

И все же для начала поговорим о том, что может быть жизненно насущно для вашего возраста, а именно об различных искушениях, с которыми связано время юности и молодости и с которые в своё время испытал Достоевский. И первое из них – проблема самовыражения. Каждый из вас сознавая, что обладает определенными способностями, замыслами и потребностями, сталкивается с проблемой возможностей самовыражения. Ведь вы пока еще школьники и во многом зависимы от родителей, учителей, ограничены в своих желаниях. Порой переживание подобного опыта бывает болезненным и даже драматичным, тем более на фоне сплошной пропаганды гедонизма, или эскалации наслаждений, пропаганды материального благополучия, поразивших наше общество. Отсутствие возможности иметь все и сразу может привести к внутреннему кризису. При этом во все времена молодежи предлагались и предлагаются простые до банальности приманки —  табак, алкоголь, раскрепощенный образ жизни — создающие иллюзию получения удовольствия и некоего самоутверждения в обществе.

Существуют и другого рода приманки, которых сложно избежать максималистами и романтикам, а в юности всем нам присуще обостренное видение окружающей действительности. Это жажда свободы, желание бросить вызов этому несовершенному миру и низкопробным запросам большинства, несправедливости, социальному неравенству, существующим в обществе. Не миновал этих искушений и Достоевский».

Далее Олег Михайлович вкратце затронул богатую на события — переломные и трагические – пору молодости великого писателя.

Рассказчик особо отметил, что задачей всей жизни Достоевского был поиск идеала, путеводной истины. И на пути к ним он прошел ряд разнородных этапов – от восторженного романтического идеализма до теорий утопического социализма французских мыслителей. Последнее и привело его в тайное общество «петрашевцев», одержимых идеей установления в России во имя любви к человеку райского благоденствия, но без Господа Бога. За свои увлечения, которые были восприняты властью как потенциальная угроза самодержавию, Федору Михайловичу пришлось заплатить немалую цену. Он не только перенес страшное потрясение во время показательной инсценировки казни, но и прошел через испытания четырьмя годами каторги. Именно там, в Омском остроге, переживая вместе с простыми русскими людьми тяготы каторжной жизни, Достоевский принес покаяние и принял всем сердцем Господа Бога.

Вторая тематическая линия беседы была посвящена жизни преподобному Амвросию Оптинскому, встреча с которым явилась для Федора Михайловича стала одним из важнейших событий в духовной жизни.

Разумеется, для большей части подростков имя Амвросия Оптинского оказалось незнакомым. Олег Сенин познакомил учащихся с основными вехами жизни Божиего угодника, просиявшего вместе со своими собратьями, монахами-подвижниками, духом просвещения в Оптинской обители.

«Старец Амвросий, как настоящий Божий человек, и неутомимый молитвенник, обладал даром прозорливости, но более всего — желанием открыть людям, что только в вере заключено спасение от скорбей, болезней и невзгод, которые навлекаем мы на себя, не доверяясь Богу, не следуя его святым заповедям, — продолжил Олег Михайлович.-

Несмотря на свою телесную немощь из-за болезней, он с утра и до поздней ночи принимал в своей скромной келье людей самого разного происхождения и звания – от неграмотного крестьянина до известной аристократки. Желающие пообщаться со старцем, получить от него наставление, ответы на волнующие вопросы или утешение, шли и ехали к нему со всей России.

Федор Михайлович побывал в Оптиной пустыне у старца Амвросия в 1818 году, после смерти младшего и любимого сына Алешеньки, которую он тяжело и болезненно переживал. И, как известно, из воспоминаний жены писателя, Анны Григорьевны Достоевской, из бесед со святым подвижником Федор Михайлович вынес глубокое и проникновенное впечатление, и вообще, вернулся он из этой поездки заметно успокоившимся и умиротворенным».

Преподаватель русского языка и литературы Светлана Ивановна Мошкина отметила, что подобные просветительские беседы благотворно влияют на учащихся: «Живое, искреннее слово обязательно проникает в умы и сердца детей, заставляет их размышлять над основополагающими понятиями, которые, собственно, делают человека человеком. Более того, наблюдая за ребятами во время встреч со священниками храма Дмитрия Солунского, частыми гостями нашей гимназии, я замечаю, как они постепенно меняются. К концу беседы  исчезает смущение, какое-то изначальное недоверие или сомнение, они становятся серьезнее, сосредоточеннее, словно, пытаются примерить все услышанное непосредственно к себе. И такие минуты дорого стоят, на мой взгляд. Что касается выступления Олега Михайловича, то он как всегда нашел очень правильную интонацию в разговоре, сумел вызвать у ребят интерес  к жизни Достоевского, его взглядам. А это очень важно. Ведь зачастую достаточно увлечь подростков биографией писателя, самой его личностью, чтобы они заинтересовались его произведениями. И за это Олегу Михайловичу большое спасибо! Будем надеяться, что если не в школьные годы, то в более зрелом возрасте ребята обязательно прочитают «Братьев Карамазовых», «Идиота» и «Бесы»».

На память о встрече Олег Сенин, следуя неизменной традиции, подарил ученикам и библиотеке гимназии комплекты вновь переизданных выпусков известного журнала «Русский паломник», издававшегося прошлом веке за рубежом, книги по русской истории и литературе.

Марина Полянская, фото автора