Досточтимые дамы и господа, возлюбленные о Господе всечестные отцы, братья и сестры!

Словом мира и любви о Христе православная полнота митрополии тульской через мою мерность вседушевно приветствует вас, принявших приглашение Тульской духовной семинарии и прибывших в пределы нашего славного города-героя по случаю 215-ой годовщины рождения нашего знаменитого земляка А.С. Хомякова для участия в проходящей по благословению Святейшего Патриарха Московского и всея Руси Кирилла международной научной конференции на тему: «Наследие А.С. Хомякова: современность и своевременность». Такое именование предложенно настоящему научному собранию, полагая, что труды и служение Алексея Степановича, поучительные и яркие сами по себе, нашими современниками воспринимаются с критическим вниманием и прочитываются с новым пониманием.

Чем так притягателен в наши дни образ Алексея Степановича Хомякова?
Наследный представитель древнейших дворянских родов знати Московского государства: Хомяковых — по линии отца Степана Александровича и Киреевских — по линии матери Марии Алексеевны, почтительный сын благочестивых родителей, достойный супруг, в богоосвященном союзе создавший с Екатериной Михайловной Языковой по образу малой Церкви крепкую большую семью, потомки которой доныне продолжая благие семейные традиции, трудятся во славу Божию, на радость людям и пользу Отечеству. Как своевременен этот пример в наши дни, отмеченные неустойчивостью традиционных семейных отношений и губительным демографическим спадом.

Поучительна и пламенная, избирательно-доброкачественная любовь А.С. Хомякова к глубокому и разностороннему знанию в отличие от нашего информационного века, тысячами гигабайтов своекорыстно предпочтительно накапливающему и угодливо сбывающему так называемому потребителю малонужные и откровенно душевредные обрывки сведений обо всём и не о чём.

Религиозный мыслитель и поэт, лингвист и любомудрый историософ, инженер-изобретатель и драматург, геолог и лекарь, оригинальный историо́граф и домовитый труженик, душа компании единомышленников и смиренный христианин, боголюб и альтруист, жертвенным служением самозабвенной любви в борьбе с эпидемией среди крестьян завершивший свой земной христианский путь на 57-ом году жизни, Алексей Степанович учит нас не тому, как достичь модного успеха и быстролетной земной славы, к чему навязчиво оглушительно призывает сегодняшний день, а тому как в возможной для человека  полноте, познавая богозданный мир, осуществить себя содействием Божией благодати христосоо́бразной личностью, ради Бога и ради ближнего творящей подлинное добро даже и ценой своей жизни (Ин. 15, 13).

Более чем своевременным оказывается наследие Алексея Степановича Хомякова, когда современное общество, как и сто и двести лет назад, вновь размышляет о исторических путях развития России, и мы сталкиваемся с искажением фактов и ложной интерпретацией прошлого нашего Отечества, рисующей его претенциозно неприглядно, а порой и уродливо.  Как полезно обратиться к наследию нашего приснопамятного любомудра-славянофила, указывающего на основополагающий метафизический закон – «дух творит себе формы» (Ин. 6, 63), и вновь услышать ясный голос доброхота, обращенный к нашим современникам: «Русский дух создал русскую землю в бесконечном её объёме; русский дух утвердил навсегда мирскую общину; русский дух понял святость семьи и поставил её как чистейшую и незыблемую основу всего общественного здания; он выработал в народе все его нравственные силы, веру и святую истину» .
При этом, настаивая на особенности бытия России, А.С. Хомяков явил образец разумного, взаимоуважительного и доброжелательного общения с представителями иных вероисповеданий и убеждений, — общения, которое силой христоподобной самозабвенной жертвенной любви Богодвижно создает пространство единства в свободе и многократно превосходит принцип толерантности, этой усечённой и плоской модели общения, предлагаемой современным секулярным миром.

Алексей Степанович открыто и бескомпромиссно указал Кем и чем движима человеческая история, свидетельствуя: «Современное положение явной, видимой нам России есть дело Промысла, иначе оно непонятно, иначе оно невозможно для того, кому понятно. Наша вера помогает нам и сама выводит нас из своего грешного круга и вводит в Церковь» . И мы подошли к самому главному, чему учат нас не слова и рассуждения Алексея Степановича Хомякова, а сама его жизнь и ее Христоподобный венец: как жить в Христовой Церкви, как жить Церковью, как всё благоприобретённое знание посвятить Церкви, которая воспринимается и опытно переживается не как человеческая организация, институция, учреждение, а как единство Божией благодати, радостоносно действующей в людях, свободно и доброхотно покоряющихся этому жизнеутверждающему действию Триединого Бога-Любви (1 Ин. 4, 16). Именно так деятельно познается каждым и всеми её членами церковная соборность, как живой богочеловеческий организм, Главой которого является Христос Спаситель, по Божеству единосущный с Отцом и Святым Духом, а по человечеству единосущный со всем, идущим от первозданного Адама родом человеческим.

В контексте наследия А.С. Хомякова нам важно принять и удержать такую мысль: «Для России возможна только одна задача: быть обществом, основанным на самых высших нравственных началах, или иначе – всё, что благородно и возвышенно, всё, что исполнено любви и сочувствия к ближнему, всё, что основывается на самоотречении и самопожертвовании, – всё это заключается в одном слове: христианство. Для России возможна одна только задача: сделаться самым христианским из человеческих обществ».

С благодарностью и истинолюбным вниманием (Ин.8,32) обратимся мы в предстоящих нам трудах к наследию Алексея Степановича Хомякова, сосредоточив свои иследования на трёх объёмных и важных вопросах:
1. «Рецепция идей А.С. Хомякова в философско-богословском наследии   XX-XXI вв..»;
2. «Христианская соборность и проблема возможности её проекции на гражданское общество»;
3. «Роль славянофильства в изучении и формировании отечественной истории и народной культуры».

Нет сомнений, что в наши дни глуби́ны ключевых понятий богословия, философии, историософии А.С. Хомякова откроются для нас по-новому и прозвучат современно и своевременно. Молитвенно желаю благодатной помощи Божией всем участникам сегодняшней конференции. Благодарю за внимание.