Во имя Отца и Сына и Святого Духа!

Вся историческая Русь по всему лицу земного шара светло торжествует ныне благодарную память своего просветителя и крестителя в Христову веру — благоверного Великого равноапостольного славнодержавного Князя нашего Владимира, народная любовь к которому окрестила его добрым, по-русски нежным, любвеобильным прозванием как Красное Солнышко. И это, совершенно неслучайно, потому что для всего, что живет, движется и существует в Солнечной системе, и особенно для разумно действующего в ней человечества, что такое солнышко? Всем ясно и понятно. Оно не только источник энергии, необходимой для жизнедеятельности всего многообразия миробытия́, но еще и источник радости.

Мы видим, что даже неживая природа, минеральный мир, если нет солнышка, тускнеет. Солнышко появилось – и даже скляночка, а уж тем более, камушек, входя во взаимодействие с солнцем, приходят в радость, начинают или сверкать, или переливаться, и каждый делает это на свой манер, на свой лад, в соответствии с той богоданной сутью, которую каждый собой выявляет: один блещет, а другой волнообразно переливается.

Растения по-своему реагируют на солнышко: все принимают жизненную силу от светила, но радости, конечно, у растений по сравнению с минералами больше. С восходом солнца в мире живой природы все просыпается, начинает расцветать, благоухать, тянуться вверх, плодоносить на радость себе и всем, что и кто рядом, все движется и в лесах, горах, долинах, реках и океанах, все бушует, все по-своему обогащается, взаимодействуя с солнышком. Но оно – всего лишь слабое подобие, слабый образ своего Первообраза — Того Солнца Правды, силой, крепостью, державой, благостью и любовью Которого и самое солнце, и Солнечная система, и весь космос, и наша земля и мы на ней, живут движутся и существуют (Деян. 17, 28).

Наше Солнце Правды — Господь и Спаситель Иисус Христос, Единородный Бог-Слово, Свет от Света, Бог Истинный от Бога Истинного, для спасения рода человеческого воплотившийся и вочеловечившийся от Духа Святого и Марии Девы по благоволению Бога и Отца всего. Как все богатство свойств, которые имеет солнце, оно из себя источает, и эта солнечная энергия усваивается каждым участвующим в биогеоценозе существом. По-своему все наполнено силой солнечной энергии, ее все по-своему воспринимают в соответствии с замыслом, который Творцом вложен в каждую природную сущность, но энергийно все в поднебесной солнценосно.

Так и в богозданной Христовой Церкви, которая есть Тело Его, Полнота наполняющего все во всем (Еф. 1, 23) — все от Подвигоположника Спасителя и Господа нашего Иисуса Христа, «Имже вся быша» — для того, чтобы мы как личностные раумно-волевые творческие плотоносные духи не просто имели каждый свою суть как люди, но могли бы жить и творить радостно по сходству с Богом, чтобы мы имели в межличностном общении с Богом по доброхотному сходству с Ним полноту благобытия, Бог не только сотворил все так, как Он задумал, а еще и Сам Собою в Личности Единородного Сына Своего возглавляет человеческий род и через него все мироздание, воипостасно  восприняв к природному Своему единосущному со Отцом и Святым Духом Божеству и единосущное со всеми нами богозданное человеческое естество в Свое собственное достояние.

Каждый из нас по-своему выявляет действия, энергии общей и единой нашей человеческой природы: свои мыслительную, волевую, эмоциональную, чувственную, материальную силы: каждый по-своему действует в своем доме, на улице, в городе, во вселенной, но сами собой насытить и напитать все это ни по одному, ни все вместе не можем, а Бог может все, ибо «невозможное человекам, возможно Богу» (Лк. 18, 27).

Чтобы присноблагобытие стало нашим достоянием и через нас сообщилось всему мирозданию, Бог Сам собой в Едином из Своих Трех собезначальных, соприсносущных, неслитных и нераздельных Лиц, в Единородном Божием Слове, возглавляет человечество и через него весь этот мир как Свою собственную природу, чтобы в Себе Самом явить норму человечности и стать для нас Дверью (Ин. 10, 9) к Отцу во Святом Духе, стать живой Лозой (Ин. 15, 1), к Которой мы могли бы привиться, и органически неразрывно, неразлучно соединиться с Ним, сохраняя каждый неизменной свою собственную Богом созданную и нам подаренную от Него человеческую личностную инаковость в единой и общей всем нам природной сути человеческого естества.

В акте творения Он создает нас соо́бразными Себе личностными инаковостями в единстве душевно-телесного общего всем человеческого естества, потенциально боговместимыми и богоносными, способными актуализировать упомянутые возможности по доброхотному уподоблению Творцу и Промыслителю в жертвенной любви: «Да любите друг друга, как Я возлюбил вас» (Ин. 13, 34).

Так князь Владимир уже при земной своей жизни был признан современниками и прославлен в жизни тогдашней Руси и на века как Красное Солнышко, ибо, по слову Писания, дерево познается по плодам, а человек по делам (Мф. 7, 17; 12, 33). Откуда в нем такая энергия, если он по природе такой же, как и все рождаемые в потомстве падших первозданных Адама и Евы люди, зачинаемые во грехах и рождаемые в беззакониях (Пс. 50, 7)? Откуда у него энергия богоподобного действования? Он сам через мысль святого апостола Павла (Гал. 5, 22), содержащуюся в тексте нынешнего праздничного чтения, указывает, что Источник как тварного бытия, так и благобытия, так и присноблагобытия, есть только Солнце Правды — Господь Иисус Христос, творящий во всем волю пославшего Его Отца (Ин. 5, 30).

Исходя от этого Источника жизни и бессмертия, лучик истинной жизни преломляется в каждом кристаллике человеческого духа и особенно в чистом христианском сердце (Мф. 5, 8), по-своему и по-разному преломляясь в каждом в меру его боголюбия и христоподобия, сияет, являя гармонию единства во множественности себе подобных.

Христианское мировоззрение и принципы практической жизнедеятельности равноапостольного Владимира, Русский народ воспринял как действие Истинного Красного Солнышка – Господа Иисуса Христа, по благоволению Бога-Отца, щедро изливающего в сердца любящих и со смирением в терпении творящих всеблагую волю Его потоки богоуподобляющей благодати Святого Духа (Деян. 2, 4). Они были понятны и до́роги, и приятны его современникам и боголюбивым потомкам.

В этот праздничный день благоверного равноапостольного Князя, и мы просим у него дара столь богато усвоенной им в боголюбии и благочестии Христовой благодати. Чтобы как подсолнушкам ходить и нам за Солнцем Правды – Христом, и усвоять Его нетварную энергию Божественной благодати в энергию нашего христоподобного благобытия. Сподоби, Господи, молитвами святого равноапостольного Князя Владимира и нам быть подлинными его детьми и по плоти, и по духу, да и в нас со всеми святыми земли Русской славится великое имя Святой Троицы, Отца и Сына и Духа Всесвятого. Аминь.