Во имя Отца и Сына и Святого Духа!

Днесь духовная наша матерь – Святая Соборная и Апостольская Христова Церковь, на бескрайних просторах исторической Руси собирая чад своих под сводами православных христианских храмов, приводит нас к стопам Преблагословенной Матери своего Возглавителя — Господа и Спасителя нашего Иисуса Христа  и поставляет лицом к лицу пред дивной Ее иконой, именуемой «Боголюбивая» – первым в истории ответной христианской любви православной Руси к своему Господу и Спасителю образом преблагословенной Матери Его. Помним, с каким славным и знаменательным событием в истории Церкви, Отечества и народа нашего связано это явление Боголюбивого образа Царицы Небесной. Знаем, как всеблагой Промысл Божий, через Богоматерь открывающийся для спасения рода человеческого и, в частности, для вохристовления народов Святой исторической Руси, был осчастливлен в XII веке перенесением из Киевского Вышгорода во Владимир на Клязьме святым благоверным князем Андреем Боголюбским первописанного апостолом Лукой образа Пресвятой Богородицы, с тех пор именуемого «Владимирским», о котором, впервые увидев его, Матерь Божия пророчески предрекла: благодать Рождшегося от Меня и Моя с этим образом да будет.

Сын основателя Москвы князя Юрия Долгорукого, внук благоверного князя Владимира Мономаха, боголюбивый Андрей сохранял усердно все уставы равноапостольного просветителя и крестителя Руси великого Владимира, также жил в благочестии и усердном исполнении воли Божией. Когда же отец его Юрий Владимирович пришел в преклонный возраст, то Андрея, тогда бывшего ростовским князем, вызывал, чтобы он был с ним в Киеве, а тому не нравилась жизнь столичная – он все мечтал уйти из Киева и в своем Ростове размеренно по христиански скромно проводить жизнь. И князь Андрей усердно молился об этом в Вышгороде Киевском, где находилась первописанная апостолом Лукой икона Божией Матери, чтобы Пречистая сказала ему, является ли намеренье это его фантазией, или есть на это Божье благословение.

По летописному свидетельству, в 1155 году во время горячей своей молитвы перед святой иконой в алтаре Вышгородского храма, где икона как выносная располагалась на древке, она подвиглась с места, и он удержал ее за древко руками. И благодарный князь принял это за благословенный знак оставить Киев и идти в Ростов. Тогда он тайно от отца, взяв этот образ Пречистой, уходит из Киева, и идет в свой Ростовский удел. Когда же дошел до реки Клязьмы, где тогда был только поднимавшийся строительством, только начинавший свое историческое развитие основанный Андреевым дедом Владимиром Мономахом в честь святого Крестителя Руси город Владимир, то, пройдя мимо этого города, дошел до реки Нерли, и вдруг весь его обоз останавливается и никак не может сдвинуться с места. Князь взмолился, духовенство и все спутники совершили молебные пения, и потом, уже уединившись в своем шатре, где у него был походный складень, «деисус» – в центре изображение Спасителя, а справа и слева молящиеся Ему Богоматерь и Иоанн Предтеча, взволнованный Андрей молился до утра всю ночь.

И под утро явилась ему Богоматерь во весь рост, держащая в руках Своих раскрытый свиток и молящаяся на образ Спасителя, находящийся в княжеском походном триптихе, и говорит ему: «Княже, Я не желаю, чтобы ты образ Мой первописанный нес в Ростов. Не потому Я сошла иконой Моей с места во время твоей молитвы в Вышгороде, чтоб ты шел с ней в Ростов, но, чтобы ты перенес эту святыню во Владимир на Клязьме. Там устроишь храм в честь Моего Успения, и в этом храме поставишь Мой образ, а здесь, где ты так усердно молишься ища воли Божией, ты создашь обитель в честь Рождества Моего, чтобы равноангельная молитва иноков непрестанно возносилась на месте сем к Богу, и благодать Моя и Рождшегося от Меня пребудет здесь и с тобою во веки». Князь Андрей назвал место явления Царицы Небесной Боголюбовом – возлюбленным Богом, построил там свой жилой каменный дворец и храм в честь Рождества Богородицы, собрал туда чернецов и повелел изографам написать икону, тем подобием как ему явилась Божия Матерь. И так появилась первая явленная в истории Русской Церкви икона Пресвятой Богородицы, именуемая Боголюбивой, Боголюбской.

Богоматерь до сегодняшнего дня не перестает являть чудодейственную Свою помощь как через чудотворный этот образ, так и многочисленные списки с него всем, кто с верою и любовью к Ней прибегает. С тех пор и поныне боголюбцы, приходя к Ее Боголюбивой иконе, единым сердцем и едиными усты навыкли взывать: «Боголюбивая Царица, Неискусомужная Дево, Богородице Марие, моли за ны Тебе Возлюбившего и рождшегося от Тебя Христа, Бога нашего, подати нам оставление прегрешений, мирови мир, земли плодов изобилие, пастырям святыню и всему человеческому роду спасение. Грады наша и страны Российския от нахождения иноплеменных заступи и от междоусобные брани сохрани. О, Мати Боголюбивая Дево, о Царице Всепетая, ризою Твоею покрый нас от всякого зла, от видимых и невидимых враг защити и спаси души наша». Аминь!

И само это песнопение всем своим содержанием выражает такое настроение нашего человеческого духа, которое и есть действительное боголюбие.  Это — благое устремление внимания, совести, творческой силы нашей к Богу (Лк. 10, 27), которое позволяет в Его словесном выражении, слышимом нами, видеть внутренние божественные смыслы и в благоговении перед ними вызывает отношение ответной подлинной любви, позволяющей их богоблагодатному содержанию передаться, отпечатлеться на скрижалях нашего духа, как благодатью Божией на скалах Синайской горы напечатлевались слова воли Божией в скрижали завета, которые принес Моисей израильскому народу (Исх. 20, 2-21). И народ видел внешнее буквенное изображение, а внутренне откликаясь совестью на смысловые значения Божиих заповедей, в меру решимости быть верным Богу начинал жить по ним.

Мы сегодня пришли в этот храм, и нас встречает особый Промысл Царицы Небесной в этом Ее доме, который благочестием наших предков в стародавние времена, близкие к основанию нашего богохранимого града Тулы,  был посвящен Ее Боголюбивому образу, а потом в XVIII-XIX столетиях из деревянного перестроен на большой каменный с пределом в честь святых мучеников Флора и Лавра, под именем которых его и знают тульские жители. Когда же его закрыли в советское время, то забыли, что тут когда-то и молитва совершалась, и крестили, венчали, отпевали христиан. На грани же прошлого и нынешнего столетий оскверненное здание храма опять возвратили православному народу, так до сегодняшнего дня мало кто знает, что в Туле есть Боголюбовский храм Преблагословенной Богоматери.

А сегодня Царица Небесная по-особому благоволила явить нам знак, что этот дом Ей дорог, чтобы мы в этом не сомневались, и знали и благоговейно чтили эту Святыню. Она пришла сюда древним чтимым в дореволюционной Туле образом Своим Боголюбивым, в годы богоборческих лихолетий сохраненным верующими, в послевоенные годы переданным в Тульский храм святых Двенадцати апостолов и ныне пришедшим на свое исконное историческое место, что вдохновляет нас ныне и всегда единодушно воспевать Пренепорочной Приснодеве: «Радуйся, Боголюбивая Царице Богородице, Надеждо и Прибежище наше».  Аминь!