Во имя Отца и Сына и Святого Духа!

Едиными устами и единым сердцем, изо дня в день, уже третье тысячелетие полнота Святой Соборной и Апостольской Христовой Церкви исполняет пророческое обетование Духа Истины, изнесенное из сокровищницы человеческого духа Пренепорочной дочерью праведных Иоакима и Анны, дочерью прародителей рода человеческого Адама и Евы – Преблагословенной, Честнейшей Херувимов и Славнейшей без сравнения Серафимов Приснодевой и Богородицей Марией, что Ее будут прославлять все народы (Лк. 1, 48).

Познавая каждым поколением, приходящим на белый свет, исполнение Ее обетования, мы видим, что прославляет Ее и Сам Творец и Промыслитель миробытия и неумолчно ублажают Ее все народы, особенно же христиане. И в этом прославлении каждый человек находит для себя такую силу утешения, такую благодать быть схожим со своим Спасителем – Ее Сыном, что не может иначе ответить на призыв, обращенный к каждому христианину Святым Духом, как только словами заключительного прошения всех ектений: в молитвенном воспоминании жизненных примеров всех святых и Богородицы, самих себя, друг друга и всю жизнь нашу принести в благодарственный дар Христу Богу. В этом раскрывается усвоение нами божественного жизненного дара небесной любви Святой Живоначальной Троицы, Которая влечет нас к общению с Собой. Она открывает для нас возможность вырастать в меру полного возраста Христова (Еф. 4, 13) и опытом всего своего существа понимать, что Царство Божие – не некая вне нас находящаяся реальность, но оно является сутью всего, чем каждый живет и движется, и существует (Деян. 17, 28), если сердце свое отдает Богу, подобно святым Его угодникам и Богоматери. И тогда жизнь наша обретает новое наполнение – Царство Божие внутри боголюбивого сердца есть (Лк. 17, 21)!

Невозможно, не отвергнувшись себя, достичь и принять эту неземную, небесную радость, которую Бог уготовил любящим Его (1 Кор. 2, 9). И исторический опыт нашего народа, нашего Отечества, матери нашей Русской Православной Церкви – тому живой, красноречивый и убедительный пример.

Сегодня мы в 403-й раз, перелистывая страницы исторической летописи народной, государственной и церковной жизни России, молитвенно встречаем настоящий праздник пред Казанским ликом Пресвятой Госпожи Владычицы нашей Богородицы и Приснодевы Марии. Мы видим, что на грани XVI-XVII веков государство Московское уже заявляет себя как одно из могущественных европейских государств, определяющих развитие европейской цивилизации на основе богооткровенных уставов Святой Соборной и Апостольской Церкви, на традициях Святого Православия. Государи ревнуют о мире и благополучии в народе, а духовенство заботится о правой вере и благочестии в народной жизни через исполнение отцепреданных уставов церковных, Государь всея Руси объявляет себя всемирным ревнителем и хранителем отеческих преданий и апостольских уставов. Красивейшие храмы, которые чудом сохранились до нашего времени, и сегодня не оставляют никакого человека без восхищения перед их создателями.

Но, как видим, в те времена ценились более всего, к сожалению, внешние проявления благочестия – как ходить крестным ходом, как осенять себя крестным знамением, как хоронить усопших, по каким книгам рукописным или печатным совершать богослужение и тому подобное. И в этом следовании всему внешнему постепенно слабо и замутненно вырождалось понимание сути веры, движимой жертвенной самозабвенной любовью. Помните, как это было в истории ветхозаветного мира, когда Закон, данный народу израильскому с целью внутреннего соединения всех и каждого с Богом и в Нем друг с другом, в частности заповедь соблюдать субботний покой (Исх. 20, 8), от всякого личного приобретения земных благ, но приобретать блага небесные, работая во славу Божию и на радость людям, что ревнителями не по разуму (Рим. 10, 2) сведен был к замене духа буквой. Считалось необходимым быть внешне безупречным, а внутреннее содержание мысли, желаний и намерений не важны. Когда же совесть будет укорять в грехе, то по Закону могли очистить ее слезами сокрушения и обрядами очищения и тем успокоить и заглушить в ней живой голос Бога.  И в тот период на Руси, который остался на века в сознании народа как Смутное время, внешне все было благополучно – Россия действительно процветала, благоденствовала, помогая выживать в тяжелых исторических условиях христианским общинам на Ближнем Востоке, но все это было внешним, поскольку помогала она небескорыстно, только ради земного благополучия, а не ради приобретения в сердцах христиан Святого Духа, не ради стяжания внутри себя Царства Божия, пришедшего в силе (Мк. 9, 1), не ради достижения обо́жения.

После смерти последнего из династии Рюриковичей Государя Московского святого Федора Ивановича, из бояр на Царский престол был избран Борис Годунов. При нем было провозглашено патриаршество на Руси. Все выглядело благопристойно и могущественно, но все делалось не для того, чтобы творить волю Божию и искать прежде всего Царства Божия и правды его (Мф. 6, 33), а для того, чтобы свою волю навязывать Богу, обставляя все внешним благочинием и благообразием. Но видим, что все было – как то зерно, упавшее на каменистую почву, жизнь не может в нем удержаться, вянет и превращается в ничтожный прах. Все развалилось и рассыпалось, пока правители стояли на своем, напористые в своей воле, которую наряжали в добротные одежды внешнего православного византийского обрядового благолепия. Бояре, именитые и служилые люди, борясь друг с другом за власть и корыстную выгоду, не в состоянии были удерживать ни власти, ни государственного суверенитета, ни собственной выгоды и благополучия. Подкосила изнурительная многолетняя война с соседним Польско-Литовским государством. Затем подряд три неурожайных года.

Тогда пригласили на царство Московское, польского и литовского царя Сигизмунда, который поставил условие – принимайте римскую веру. Вместо Христа Господа – Главы Церкви, принимайте земного Его наместника, преемника власти ключей первоверховного апостола Петра – Римского Папу и его закон.

И многие, ради земных выгод, соблазнились. Иные взбунтовались, появились лже Дмитрии — Первый и Второй, поляки захватили Москву, но оказалось, что в столь Смутное время сохранившие чистой веру православную обрекли себя на страдания и лишения. Их сгоняли в подземелья, морили голодом и убивали, в том числе и в подземельях Кремлевского Чудова монастыря томился Первосвятитель Патриарх Гермоген, посылавший свои воззвания на Волгу, к свободному еще от польско-литовского ига русскому люду, прося его быть верным своему христианскому долгу, и в покаянии перед Богом встать под покров недавно прославленного в Казани образа Богоматери, и вместе с ним идти освобождать Москву и Русь от иноземного поганства. Тогда гражданин и староста нижегородский Кузьма Минин призвал народ отдать последнее, что есть, на общее благо, иначе каждый по отдельности не продержится: помирать – так по православному, за Христа и ради Христа, а не за временные выгоды и мнимое счастье. И все, что было, отдали и положили на алтарь Отечества, а те, кто умел воевать, обратились к воеводе Зарайскому, потомку Суздальских Князей из рода Рюриковичей Дмитрию Михайловичу Пожарскому. С его помощью обучили народ воевать против врага. Простояли целый год под Ярославлем – научились военному делу стоять за честь и достоинство веры православной и Отечества, а после держали поголовный трехдневный пост, покаялись, причастились Святых Христовых Тайн и пошли освобождать Москву, имея в Казанской иконе, избранной Воеводой своей, Саму Державную Заступницу рода христианского.

Вражеская сила, которая была в столице, наступала и наступала, пополнялась войсками с западных пределов. Это была передовая армия, вооруженная по последнему слову тогдашней техники. Но ради живой веры, движимой самозабвенной жертвенной любовью православных русичей, захотевших в последнем своем земном вздохе стать христианами не по букве, а по духу, Господь сотворил Свою милость и, по ходатайству Своей Пречистой Матери, Сам воинствовал с единонравным и единодушным Себе народом.

И Пречистая Богоматерь, как Взбранная Воевода, шла впереди народного ополчения. И дух народа ощутимо слился с духом героев Куликова поля. 4 ноября по новому стилю 1612 года ополчение очистило и Москву, и Отечество от иноземной скверны.

Умерший голодной смертью Первосвятитель Гермоген, молитвой своей сопутствовавший всем защитникам Отечества и веры отцов, сохранил и жизнь одного православного архиерея – грека Арсения, которому было явление Богоматери от Ее, стоявшего в оскверненном Успенском соборе Кремля, Владимирского образа.

Матерь Божия открыла в видении иерарху: «Сын Мой переложил Суд Свой на милость Москве и народу русскому. Завтра облачись, возьми Мой образ и выноси его на Красную площадь». И архиепископ Арсений из последних сил вынес Владимирский образ Богородицы в Спасские ворота на встречу ополчению, несшему Казанскую икону Пречистой Державной Заступницы Руси Православной.

И народ, видя встречу этих двух икон Пречистой, на колени падает перед Нею: «Пресвятая Богородице, помогай нам, Пресвятая Богородице, спаси нас!». И понимает народ, что пришла победа, завоеванная не столько силой воинского искусства, сколько потому, что сначала была подлинно духовная победа православной веры в мыслях, желаниях, словах, делах души народной. Освободив Москву и Кремль, призвали на Московское царство боярского рода Романовых, в свое время насильно постриженного в монашество и прошедшего через тюремное заточение в польском плену, сына митрополита Ростовского и Ярославского Филарета, юного и кроткого Михаила, так же прошедшего тяжесть кремлевских казематов.

Сегодня XXI век, но запечатленная четыре столетия тому назад картина жизни снова предстоит нашей действительности. И все то же самое предлагается нашему поколению – избрать внешний светский успех, предпочтя его боголюбию и святости, или быть осмеянными в глухой отсталости и задавленными политическими, экономическими, информационными санкциями. Но если хватит у нас силы духа сбросить с себя лукавые оковы мнимого благополучия, принять воду подлинного живого источника благобытия от Казанского образа Божией Матери, ведущего и влекущего нас к Чаше Христовой, то напрасны будут все мнимые устремления иноземных лукавых партнеров. И явятся истинные устремления благочестивой и спасительной нашей веры и ее плоды, что будут радостотворными и пребывающими в веках во славу Божию и на радость людям.

Где бы мы ни жили на бескрайних просторах Отечества нашего, будем соединены принятием неуклонного решения – самих себя, друг друга, и всю жизнь нашу Христу Богу вручим и Им сотворим видимую победу, и обрящем вечную славу Небесного Царствия Отца и Сына и Духа Всесвятого! Аминь.