Данный доклад был представлен на VI церковно-краеведческих чтениях, которые проходили 20 февраля 2012г. в Тульской духовной семинарии.

В этом году исполнилось 212 лет со дня рождения нашего земляка, протопресвитера Василия Борисовича Бажанова, Главного священника гвардии и гренадер, члена Святейшего Синода, духовника Российских Императоров и доктора богословия. Он оставил значительный след, как в истории военного духовенства, усердно заботясь о духовно-нравственном состоянии вверенного его попечению священнослужителей и военнослужащих, так и в научном, в частности, нравственном богословии.

Основным источником, из которого можно почерпнуть сведения о жизни нашего знаменитого земляка является автобиография протопресвитера Василия Бажанова, доведенная им до 1848 г. 1 Дальнейшее написание данного труда, к сожалению, приостановила смерть. Из автобиографии можно почерпнуть не просто некие факты биографии, но и отношение к ним самого отца Василия, проникнутое смирением и глубокой верой в Промысел Божий.

Родился Василий Борисович Бажанов 7 марта 1800 г. в Тульской губернии с. Миротины при речке Беспуте, Алексинского уезда. В состав села Миротины входили деревни Пуковая при речке Вашане, Золотиха, Федотово, Акулово и Хлебодаровка при речке Беспуте. Общее число прихожан было 1562 чел. Село и деревни сохранились и сейчас2 входят в Ясногорский район Тульской области. Отец будущего протопресвитера, Борис Семенович Бажанов, был диаконом. Василий с «шести лет был отправлен на воспитание в село Бирево, Тульского уезда, ныне также Ясногорский район, к деду своему по матери, заштатному дьячку, у которого была школа для крестьянских мальчиков»3. Сын деда, диакон Иван Дмитриевич Чернавкин, обучил племянника свободно читать по-русски и по славянски, писать и петь по нотам4.

В 9 лет мальчик вернулся в родительский дом. Как пишет сам Василий Борисович, в своей автобиографии, его «отец, наслушавшись своих сверстников, не хотел отдавать меня учится в семинарию, а хотел устроить меня при своей церкви причетником и иметь помощника в хозяйстве, но мать непременно хотела и настояла, чтобы дальше учиться»5. Поэтому в январе 1810 г. Василий поступил в семинарию, а через две недели спустя, при родах умерла его мать6. Отец Василий потом вспоминал: «Смерть матери повергла отца моего в глубокую печаль, так что он целые ночи проводил на ее могиле. Дом наш стал приходить в упадок: отец в короткое время обеднел, и я летом ходил в семинарию босым, а зимой в лаптях. По недостатку средств к содержанию я должен был бы на 4-м году учения оставить семинарию, но в это время меня приняли в хор архиерейских певчих. Неблаготворное действие имело на меня пребывание в певческом хоре и лишь пробуждающееся сознание уберегло меня от увлечения, идущих вразрез с образованием»7. Позже, чтобы иметь деньги на собственное содержание и съемную квартиру для продолжения образования в философском классе, будущий отец Василий стал заниматься обучением детей из помещечьих семей. Следует отметить, что в годы учебы в Тульской духовной семинарии Василия Борисовича Бажанова, она располагалась в казенном здании на Киевской улице, и только в 1822 г. была переведена в то помещение, которое занимает и теперь8.

В 1818 г., при переводе в богословский класс, положение Василия улучшилось: новый епископ Тульский и Белевский Авраам (Шумилин)9 определил юношу надзирателем за малолетними певчими. Ему было для этого отведено приличное помещение с полным содержанием. Бажанов с благодарностью вспоминал Владыку Авраама: «Преосвященный удостаивал меня своего посещения – всегда отеческого»10.

В 1819 г. по требованию Комиссии духовных училищ Василий Бажанов, как лучший студент, был отправлен учится в С.-Петербурскую духовную академию. В своей автобиографии он пишет: «… Я, сверх всякого ожидания, отправлен был С.-П. духовною академию, мои же помыслы так далеко не распространялись, а ограничивались саном диакона. Священство представлялось мне высшим и ответственным»11.

Обучение в академии требовало усиленных трудов, заключавшихся в «списывании лекций, которые профессорами составлялись в слишком обширном объеме»12. При этом студенты страдали от недостатка пищи, в постные дни, которых в году больше, чем мясных. Стол тогда состоял из «супа из снетков негодных и гречневой каши. Главной пищей в эти дни для нас был черный хлеб и вкусный квас, что при сидячей жизни студентов вредно действовало на их здоровье, так что в нашем корпусе много было даже умерших»13. В августе 1821 г. у Василия открылось чрезмерное кровотечение из носа, но доктор не решился остановить его, что мнению юноши спасло его от чахотки14.

В 1823 г. Василий Борисович окончил академию со степенью магистра, а 1-го августа того же года был назначен в академии бакалавром сперва английского, а потом немецкого языка, чем и занимался в течении шести лет15. 5 июля 1825 г. он вступил в брак. Об этом событии Василий Борисович впоследствии писал: «… Бог указал мне невесту, миловидную и отличного нрава, но бедную сироту священника Александру Федоровну. При ограниченности жалования супружескую жизнь нашу мы начали очень скромно и, привыкши к бедности, не тяготились недостатками»16.

В январе 1826 г. Василий Борисович Бажанов подал прошение преосвященному митрополиту Серафиму «об определении на открывшуюся священническую вакансию при 2-м кадетском корпусе законоучителем корпуса и дворянского полка»17. В консистории Бажанова испытали на чтение и пение, а также на знание катехизиса. 1 февраля 1826 г. рукоположен в диакона, а 4-го февраля – в священника18. В 1827 г. университетский священник и законоучитель протоиерей Г. П. Павский был избран законоучителем наследнику престола Александру Николаевичу, и иерея Василия Бажанова перемещают на вакантное место в университет19.

В 1829 г. отец Василий был назначен преподавателем богословия в главном педагогическом институте20. В октябре 1834 г. Государь Император Николай Павлович посетил первую гимназию, в которой преподавал Бажанов. Протоиерей Василий написал об этом следующее: «…Государь изволил приказать мне продолжать преподавание, чего никто из законоучителей ни в одном учебном заведении не удостаивался ни прежде, ни после сего. Не смотря на неоднократные приказания Государя, садится, я стоя преподавал урок без всякого смущения, совершено спокойно и свободно. Возвратившись домой, Государь изволил объявить своему семейству, что он нашел законоучителя на место протоиерея Павского»21. 2 февраля 1835 г. отец Василий был представлен Их Величествам, Государю Цесаревичу и Великим Княжнам, где его приняли необыкновенно милостиво. Отец Василий пишет: «Государь и все Царское семейство необыкновенно как полюбило меня, я входил во дворец, как в свое семейство»22. 5 декабря 1848 г. иерей Василий был назначен духовником Его Величества23. С 1850 по 54 гг. Бажанов «последовательно назначен законоучителем всех Августейших детей Государя императора»24. После смерти императора Николая I был духовником Александра II, затем Александра III.

Протопресвитер Василий отнесся к своим обязанностям ответственно и самостоятельно. Он написал книгу «Об обязанности христианина», «в которой преподает целую систему нравственного богословия подробно толкует о долге христианской любви и справедливости, и даже об обязанностях Государя излагает без всякой тени низкопоклонства, поставляя звеном их правду, милость, стремление ко благу народа и ответственность пред Царем Царей»25.

Сама книга простроена следующим образом: обязанности христианина «к Богу (гл. 1), к самому себе (гл. 2), в отношении к ближним (гл. 3), в состоянии домашнем (гл. 4), в состоянии гражданском (гл. 5), в состоянии церковном (гл. 6)»26. Книга стала учебным пособием для преподавания нравственного богословия в светских и духовных учебных заведениях27, и в этом качестве пользовалась успехом, о чем говорят ее многочисленные переиздания28. Кроме этой книги отец Василий написал еще и следующие произведения: «О вере жизни христианской», «Обязанности Государя», «Пища для ума и сердца или собрание христианских размышлений» (переводное сочинение в 1889 г. 3-е изд.), «Примеры благочестия из жизни святых»29.

В 1849 г. протопресвитер Василий вступил в управление духовенством гвардейского и гренадерских корпусов30, став обер-священником Главного штаба, гвардейского и гренадерского корпусов (с 13 окт. 1858 именовался главным священником гвардии и гренадер)31. Заботясь о религиозно-нравственном просвещении нижних чинов, протопресвитер В.Б. Бажанов в декабре 1858 г. своим циркуляром вводит в подведомственных церквях библиотеки и бесплатно снабжает их книгами и брошюрами, преимущественно собственного сочинения. «Настоятелям соборов и церквей придворного и гвардейского ведомств, было рекомендовано приобретения для церковных библиотек – духовных журналов как то: Христианского чтения, Духовной беседы, Странника и др.»32. Такой форме работы с военнослужащими как формирование церковной библиотеки при храме последовало и духовное начальство армии и флота.

Так же первым протопресвитер В.Б. Бажанов вводит и еще одну форму работы с военнослужащими. Это – внебогослужебные беседы, которые впервые были проведены по благословению протопресвитера в его ведомстве 16 марта 1880 г. Его примеру последовали все церкви столицы и ведомство армии и флота. До ведения этих двух форм в армии и на флоте использовалось только преподавание «Закон Божия» в полках полковыми священниками и литургическая деятельность.

Отец Василий «Принимал активное участие в предпринятом Святейшим Синодом переводе на русский язык книг Свящ. Писания. Являлся членом имп. АН (с 1836 действительным, с 1844 почетным), почетным членом С.-Петербургского ун-та (1856), почетным членом конференции СПбДА и КазДА (1857). Награжден мн. орденами Российской империи, в т. ч. в 1873 г. орденом св. равноап. кн. Владимира 1-й степени33 по случаю 50-летия научной деятельности»34.

Протопресвитер В.Б. Бажанов проявил себя щедрым благотворителем: по его инициативе в С.-Петербурге была устроена Николаевская богадельня для престарелых священнослужителей военного ведомства, их вдов и сирот. На своей малой родине, в с. Миротины, отец Василий построил на собственные средства храм и школу.

В честь 50 летнего юбилея служебной деятельности 1 августа 1873 г. главного священника гвардии и гренадер протопресвитера В.Б. Бажанова подведомственное ему духовенство учредило стипендию его имени при Тульской Духовной семинарии на проценты от пожертвованного капитала35.

1 июля 1883 года протопресвитер и духовник императоров Василий Борисович Бажанов скончался в Санкт-Петербурге. На отпевании присутствовали Государь Император, Великие Князья, Высочайшие лица. Заупокойную литургию и отпевание совершил в Преображенском соборе митрополит Исидор, в сослужении присутствующих членов Св. Синода, архипастырей, и до ста человек белого духовенства36. Погребен протопресвитер Василий Бажанов на кладбище Александро-Невской лавры рядом с женой, которая скончалась в 1850 г37.

В воспоминаниях протопресвитера военного и морского духовенства А.А. Желобовского, близко знавшего отца Василия, приведен нравственный облик и характеристика последнего: «Доступнее, приветливее, сердобольнее начальника, …каким был протопресвитер Василий Борисович Бажанов едва ли можно и представить. Просителя никогда не заставлял ждать себя долго, встречал ласково и выслушивал терпеливо. Подчиненные, разговаривая с ним, забывали, что видят пред собой высокопоставленного начальника, искренно высказывали ему свои нужды, просьбы и даже семейные горести, и все уходили от него ободренные, утешенные и более или менее успокоенные. … Но самою высокою, самою пленительную добродетелью В.Б. Бажанова была заботливость его о бедных».38

Образ протопресвитера Василия Борисовича Бажанова актуален и сегодня для православного сознания. В его воспоминаниях мы видим семинариста, который, преодолевая различные трудности во время учебы, не унывал и нес послушания возложенное начальством ответственно и честно. Отец Василий может служить примером для подражания и тем, кто несет послушание учебного и педагогического характера, так как преподавал вверенные ему дисциплины интересно, не казенно, смиренно, не возносясь перед неопытностью ближнего в знаниях. Для священника он являет пример следования своему призванию быть добрым пастырем для всех. Главный жизненный принцип протопресвитера Василия Борисовича Бажанова актуален для христиан всех времен: «спешите делать добро»39.

1Боголюбов А. Очерки из истории управления военным и морским духовенством в биографиях главных священников его за время 1800 – 1901 гг. – СПб., Типография «Артиллерийского журнала», Фурштатская, №21, 1901.С.

2Города и селения Тульской губернии в 1857 г. Издано Императорской академии наук, на основании приходских списков Тульской епархии, под наблюдением академика П.И. Кеппена. Санкт Петербург, 1858 г. С.22.

3Боголюбов А. Очерки из истории управления военным и морским духовенством в биографиях главных священников его за время 1800 – 1901 гг. – СПб., Типография «Артиллерийского журнала», Фуршатская, №21, 1901.С. 91

4Боголюбов А. Очерки из истории управления военным и морским духовенством в биографиях главных священников его за время 1800 – 1901 гг. – СПб., Типография «Артиллерийского журнала», Фуршатская, №21, 1901.С. 91

5Боголюбов А. Очерки из истории управления военным и морским духовенством в биографиях главных священников его за время 1800 – 1901 гг. – СПб., Типография «Артиллерийского журнала», Фуршатская, №21, 1901. С. 91.

6Боголюбов А. Очерки из истории управления военным и морским духовенством в биографиях главных священников его за время 1800 – 1901 гг. – СПб., Типография «Артиллерийского журнала», Фуршатская, №21, 1901.

7Боголюбов А. Очерки из истории управления военным и морским духовенством в биографиях главных священников его за время 1800 – 1901 гг. – СПб., Типография «Артиллерийского журнала», Фуршатская, №21, 1901.С. 91-92.

8Любомудров, А. А. Древняя Тула. Тула Электропеч. и тип. И. Д. Фортунатова насл. 1908. С. 34.

9На Тульской и Белевской кафедре с 21 июля 1818 г. «1782 г. – священник, 1799 г. – протоиерей, 1813 г.- архимандрит Златоуского монастыря, 1816 г. архимандрит Московского Спасо-Андрониева монастыря, 21 июля 1818 г. епископ Тульский, 29 октября 1821 г. архиепископ Астраханский, 7 мая 1824 г. архиепископ Ярославский, 6 октября 1834 г. уволен на покой в Толгский монастырь. Умер 18 апреля 1844 г.» Толстой Ю. Список архиереев и архиерейских кафедр иерархии всероссийской со времени учреждения Святейшего Правительственного Синода (1721 – 1871). Санкт-Петербург. Синодальная типография. 1872 г. С. 30.

10Боголюбов А. Очерки из истории управления военным и морским духовенством в биографиях главных священников его за время 1800 – 1901 гг. – СПб., Типография «Артиллерийского журнала», Фуршатская, №21, 1901.С. 92.

11Боголюбов А. Очерки из истории управления военным и морским духовенством в биографиях главных священников его за время 1800 – 1901 гг. – СПб., Типография «Артиллерийского журнала», Фуршатская, №21, 1901.С. 92.

12Боголюбов А. Очерки из истории управления военным и морским духовенством в биографиях главных священников его за время 1800 – 1901 гг. – СПб., Типография «Артиллерийского журнала», Фуршатская, №21, 1901.С. 92.

13Боголюбов А. Очерки из истории управления военным и морским духовенством в биографиях главных священников его за время 1800 – 1901 гг. – СПб., Типография «Артиллерийского журнала», Фуршатская, №21, 1901. С. 92.

14Боголюбов А. Очерки из истории управления военным и морским духовенством в биографиях главных священников его за время 1800 – 1901 гг. – СПб., Типография «Артиллерийского журнала», Фуршатская, №21, 1901.С. 93.

15Боголюбов А. Очерки из истории управления военным и морским духовенством в биографиях главных священников его за время 1800 – 1901 гг. – СПб., Типография «Артиллерийского журнала», Фуршатская, №21, 1901.С. 93.

16Боголюбов А. Очерки из истории управления военным и морским духовенством в биографиях главных священников его за время 1800 – 1901 гг. – СПб., Типография «Артиллерийского журнала», Фуршатская, №21, 1901.С. 93.

17Боголюбов А. Очерки из истории управления военным и морским духовенством в биографиях главных священников его за время 1800 – 1901 гг. – СПб., Типография «Артиллерийского журнала», Фуршатская, №21, 1901.С. 93.

18Боголюбов А. Очерки из истории управления военным и морским духовенством в биографиях главных священников его за время 1800 – 1901 гг. – СПб., Типография «Артиллерийского журнала», Фуршатская, №21, 1901.С. 93-94.

19Боголюбов А. Очерки из истории управления военным и морским духовенством в биографиях главных священников его за время 1800 – 1901 гг. – СПб., Типография «Артиллерийского журнала», Фуршатская, №21, 1901.С. 94.

20Боголюбов А. Очерки из истории управления военным и морским духовенством в биографиях главных священников его за время 1800 – 1901 гг. – СПб., Типография «Артиллерийского журнала», Фуршатская, №21, 1901.С.94

21Боголюбов А. Очерки из истории управления военным и морским духовенством в биографиях главных священников его за время 1800 – 1901 гг. – СПб., Типография «Артиллерийского журнала», Фуршатская, №21, 1901.С.95

22Боголюбов А. Очерки из истории управления военным и морским духовенством в биографиях главных священников его за время 1800 – 1901 гг. – СПб., Типография «Артиллерийского журнала», Фурштатская, №21, 1901.С. 95

23Боголюбов А. Очерки из истории управления военным и морским духовенством в биографиях главных священников его за время 1800 – 1901 гг. – СПб., Типография «Артиллерийского журнала», Фурштатская, №21, 1901.С. 97.

24Боголюбов А. Очерки из истории управления военным и морским духовенством в биографиях главных священников его за время 1800 – 1901 гг. – СПб., Типография «Артиллерийского журнала», Фурштатская, №21, 1901.С. 97.

25Боголюбов А. Очерки из истории управления военным и морским духовенством в биографиях главных священников его за время 1800 – 1901 гг. – СПб., Типография «Артиллерийского журнала», Фурштатская, №21, 1901.С. 97.

26Нравственное богословие в России в течение 19 века. Бронзов А.А. Проф. Спб. Д. Академии. С.-ПЕТЕРБУРГЪ. Типография А. II. Лопухина. Тележная ул., д. № 5, 1901. с 105-106

27Православную энциклопедию Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла http://www.pravenc.ru/text/77344.html Т. 4, С. 255-256

28От 1839, 1843, 1848, 1858, 1862, 1871, 1899 гг. Нравственное богословие в России в течение 19 века. Бронзов А.А. Проф. Спб. Д. Академии. С.-ПЕТЕРБУРГЪ. Типография А. II. Лопухина. Тележная ул., д. № 5, 1901. С. 106.

29Беседа с государем наследником, цесаревичем, великим князем Николаем Александровичем протопресвитера В. Бажанова на кануне совершеннолетия его императорского высочества, 7-го сентября 1859 года. Санкт-Петербург Синод. тип. 1859. Речь к ее императорскому высочеству, государыне великой княжне Марии Александровне, на кануне бракосочетания ее императорского высочества с его императорским высочеством, государем наследником, цесаревичем и великим князем Александром Николаевичем, произнесенная на немецком языке придворным протоиереем В. Бажановым. (15 апр. 1841 г.) : [Рус. пер.]

Две речи к ее высочеству принцессе Марии Гессен-Дармштатской, высоконареченной невесте его императорского высочества государя наследника, цесаревича и великого князя Александра Николаевича, произнесенные придворным протоиереем В. Бажановым : (Сии речи произнесены на нем. яз.)

30Боголюбов А. Очерки из истории управления военным и морским духовенством в биографиях главных священников его за время 1800 – 1901 гг. – СПб., Типография «Артиллерийского журнала», Фурштатская, №21, 1901.С. 101.

31Православная Энциклопедия под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла. Электронный ресурс: http://www.pravenc.ru/text/77344.html Т. 4, С. 255-256

32Боголюбов А. Очерки из истории управления военным и морским духовенством в биографиях главных священников его за время 1800 – 1901 гг. – СПб., Типография «Артиллерийского журнала», Фурштатская, №21, 1901.С. 102.

33Награждение орденом 1-й степени производилось исключительно по усмотрению монарха, к др. степеням представление, направляемое в Капитул ордена, делали министры, главноуправляющие и непосредственно подчиненные им местные начальники. Орден 1-й степени имели право получить лица не ниже III класса Табели о рангах (генерал-лейтенанты или тайные советники), 2-й степени – не ниже IV класса (генерал-майоры или действительные тайные советники), 3-й степени – не ниже VI класса (полковники или коллежские советники). 4-ю степень ордена мог получить любой офицер, начиная с низшего, XIV класса (прапорщик, корнет или хорунжий), а гражданский чин – с VIII класса (коллежский асессор). При этом право на получение ордена 4-й степени имели лица, удостоенные ранее Анны св. орденом 2-й степени. «Православная Энциклопедия под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла. Электронный ресурс: http://www.pravenc.ru/text/159090.html. Т. 8, С. 676-678.

34Православная Энциклопедия под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла. Электронный ресурс: http://www.pravenc.ru/text/77344.html Т. 4, С. 255-256.

35Боголюбов А. Очерки из истории управления военным и морским духовенством в биографиях главных священников его за время 1800 – 1901 гг. – СПб., Типография «Артиллерийского журнала», Фурштатская, №21, 1901.С.108.

36Боголюбов А. Очерки из истории управления военным и морским духовенством в биографиях главных священников его за время 1800 – 1901 гг. – СПб., Типография «Артиллерийского журнала», Фурштатская, №21, 1901. С.108.

37Боголюбов А. Очерки из истории управления военным и морским духовенством в биографиях главных священников его за время 1800 – 1901 гг. – СПб., Типография «Артиллерийского журнала», Фурштатская, №21, 1901. С. 108.

38Боголюбов А. Очерки из истории управления военным и морским духовенством в биографиях главных священников его за время 1800 – 1901 гг. – СПб., Типография «Артиллерийского журнала», Фурштатская, №21, 1901.С. 109.

39Боголюбов А. Очерки из истории управления военным и морским духовенством в биографиях главных священников его за время 1800 – 1901 гг. – СПб., Типография «Артиллерийского журнала», Фурштатская, №21, 1901. С.109.

Алексий Иванов, диакон, клирик храма святителя Алексия г. Тулы