В Лицейские дни у учащихся одного из десятых классов Центра образования №27 города Тулы состоялся урок литературы, посвященный жизни и творчеству Александра Пушкина, с участием Олега Сенина, заместителя председателя Тульского отделения Общества русской словесности, преподавателя Тульской духовной семинарии.

Преподаватель русского языка и литературы ЦО №27 Людмила Борисовна Свитус, предваряя урок-беседу, порадовалась тому, что сотрудничество школы с региональным отделением Общества русской словесности и духовенством Свято-Никольского храма, что на Ржавце, расположенного неподалеку, продолжается и развивается: «Мы прекрасно осознаем, что наша задача как педагогов заключается не только в том, чтобы дать ребятам основательные и разносторонние знания, научить их думать, но и привить им важнейшие нравственные понятия, дать представление о том, что такое духовная сфера жизни человека, как она связана с душевными переживаниями, – произнесла она. – Разумеется, мы постоянно обращаемся к этим серьезным темам в той или иной степени на уроках литературы, во время классных часов, тематических мероприятий. Однако лучше всего, когда у ребят есть возможность пообщаться со священниками, которым можно задать самые трудные вопросы, или с людьми, как Олег Михайлович, которые на примере своей жизни могут рассказать, как они шли к вере, что значит для них встреча с Богом.

Другой положительный момент заключается в том, что выступление наших гостей – будь-то представители духовенства или Олег Михайлович – это возможность для ребят открыть для себя нечто новое: иную лексику и стилистику речи, нетривиальные приемы и подходы к подаче материала. И это тоже много значит в формировании у них интереса к чтению, изучению литературы, истории, ораторского мастерства».

Для начала гость провел блиц-опрос, показавший насколько хорошо школьники помнят основные вехи жизни Александра Сергеевича Пушкина, в том числе относящиеся к поре юности, прошедшей в Царскосельском лицее, знают его поэтическое творчество.

«Наш разговор о великом поэте совсем не случайно начался с поры пребывания и обучения его в лицее. Дело не только в том, что в эти дни традиционно в нашей стране проходят Лицейские дни, когда с благодарностью вспоминают императора Александра Первого, основателя сего образовательного учреждения, и его прославленных выпускников, в числе которых и наш национальный гений Пушкин, — продолжил урок Олег Сенин. — А нужно сказать, что из стен лицея вышло немало выдающихся мыслителей, государственных деятелей, художников, писателей, составивших российскую элиту не столько по своему высокому дворянскому происхождению, сколько по претворению в жизнь принципов беззаветного служения Отечеству на любом поприще.

Юношеские годы поэта привлекательны уже оттого, что это самый яркий и неповторимый возраст в человеческой жизни. И вы, переживающее сейчас это удивительное время, как никто понимаете, что юность незабвенна. Однако кроме радужного восприятия жизни она еще и наполнена такими искушениями, такими увлечениями, которые в дальнейшей нашей жизни нас преследуют, если только мы не образумимся и не накопим горького, но столь поучительного опыта. Так и произошло с Александром Сергеевичем».

Задав тематический вектор беседы, Олег Сенин представил вниманию юных слушателей литературную композицию «Возвращение блудного сына», основанную на стихах национального гения.

При этом выступающий предварительно ознакомил подростков с притчей о блудном сыне, изложенной в Евангелии от Луки, в пятнадцатой главе, духовная и жизненная емкость которой во многом применима к судьбе Пушкина.

Обращаясь к стихотворениям поэта разных лет, выступающий старался показать сложный мир его внутренних переживаний, словно точными и лаконичными набросками создать общую картину того, как с годами в неспокойной душе гения усиливалось стремление к поиску высшей правды, ответа на вопрос о предназначении человека, к постижению таких понятий как вера, надежда, любовь… Все эти внутренние перемены привносили в жизнь

и творчество Пушкина духовную просветленность, зримо отражали его желание найти через истинное покаяние прощение и утешение, готовность принять Промысл Божий.

Поэтические заставки сопровождались необходимыми комментариями, открывающими много интересных фактов из биографии самого Пушкина, начиная от лицейского братства, верность которому он сохранил навсегда, до последних дней жизни и мучительной смерти от пули Дантеса. Школьники с интересом открывали для себя новые имена друзей и близких для поэта людей, прониклись историей любви Александра Сергеевича и Натальи Николаевны Гончаровой.

Как следует из откликов самих учащихся, беседа не оставила их равнодушными. «Больше всего мне понравилось, как Олег Михайлович читал стихи Пушкина. Ты их не просто слушаешь, как красиво сложенные слова, а начинаешь в них вдумываться по-настоящему, и столько сразу возникает вопросов. Конечно, чтобы ответить на них нужно знать очень много из истории, литературы, обязательно — Библию и все, что с ней связано, – делится Михаил Воробьев, ученик 10 «г» класса.– В целом было очень интересно, Олег Михайлович хороший рассказчик, урок пролетел не заметно, но мы очень много узнали. Для меня, например, Пушкин открылся с новой стороны – как человек, который, несмотря искал Бога, и ушел из жизни как верующий человек».

«У меня остались только положительные впечатления от встречи с Олегом Михайловичем. Как я поняла из его выступления, он, действительно, любит и знает поэзию Пушкина, может рассказать многое о нем, о времени, когда он жил, – добавляет Анна Савостьянова, ученица 10 «г». – Думаю, что не только мне понравился стиль выступления Олега Михайловича, его красивая, богатая речь, как у настоящего литератора, и его умение так замечательно читать стихи!».

На память по доброму правилу школьники получили в дар от заместителя председателя Тульского отделения Общества русской словесности Четвероевангелие, изданное в рамках благотворительного проекта, а также журналы познавательного и просветительского характера. Не остались без презентов в виде комплектов книг, периодических изданий и аудиодисков учителя-словесники.

Марина Полянская, фото автора