«В вертепе вселился еси Христе Боже, ясли Тя восприяша, пастыри же и волсви поклонишася.

Тогда убо исполнися пророческая проповедь и ангельския силы
дивляхуся, вопиюще и глаголюще: Слава снисхождению
Твоему, Едине человеколюбче».

                                                                                       (Рождественская стихира на стиховне)

Возлюбленные о Господе всечестные отцы,
боголюбивые иноки и инокини,
христоименитые братья и сестры! 

Боголепно, молитвенно, благоговейно, радостно вновь торжествует ныне Святая Православная Церковь мироспасительное Рождество Христово!

Священное это и дивное событие в жизни человечества и всего мироздания совершилось в Иудейском городе Вифлееме, в царствование Римского императора Августа Октавиана при правлении иудейского царя Ирода (Мф. 2; 1), когда исполнилось время (Гал. 4; 4-7), назначенное Богом для приготовления людей к пришествию в мир Мессии Спасителя.

И Всеблагой Отец Небесный, по непостижимой и безмерной любви Своей, послал в мир Своего Единородного Сына, предназначенного для нашего спасения еще прежде создания мира, явившегося же в последние времена (1 Петр 1;20) в умилостивление за грехи наши (1 Ин. 4; 9-10), и не только наши, но и всего мира (1 Ин. 2; 2), чтобы искупить род человеческий, восстановить утраченную людьми живую сыновнюю связь с Богом, и нам через Него получить усыновление, «дабы всякий верующий в Него не погиб, но имел жизнь вечную» (Ин. 3; 15-16).

По мысли прп. Максима Исповедника, единым мановением воли Основавший бытие всякой видимой и невидимой твари прежде всех веков и самого происхождения тварного бытия неизреченно имел о нем преблагой совет, чтобы Самому Ему непреложно смешаться с естеством человеческим через истинное соединение по Ипостаси и с Собою неизменно соединить естество человеческое так, чтобы и Самому стать Человеком, как знает Сам, и человека сделать Богом через соединение с Собою.

Именно для этого Он премудро разделил первые века, чтобы Ему стать Человеком, а другие — на осуществление того, чтобы человека сделать Богом. Конец их достиг нас. В века же, предназначенные для осуществления таинственного и неизреченного обожения людей, Бог явит нам преизобильное богатство благости Своей (Ефес. 2; 7), осуществляя совершенным образом в достойных обожение.

Как Сам Он достиг в таинственном осуществлении Вочеловечения, всячески, за исключением одного только греха, уподобившись нам и снизойдя в преисподние места земли (Ефес. 4; 9), куда человека толкнула тирания греха, то, конечно, и в таинственном осуществлении обожения человека Он достигнет конца, когда всячески, за исключением только одного тождества с Собою по сущности, уподобит Себе человека и возведет его превыше всех небес, куда пребывающее там естеством величие благодати и призывает, по беспредельной благости Своей, падшего человека» (1).

Итак, собезначальный Отцу и Святому Духу Единородный Бог Слово, Сын Божий, нас ради человек и нашего ради спасения, от Марии Приснодевы и Богородицы ставший и Сыном человеческим, родился в городе Давидовом Вифлееме. Но не в царских палатах, хотя и был потомком славного царя пророка псалмопевца (Лк. 1; 26), а в холодной каменной пещере-приюте для скота в ненастье. «Вифлееме, уготовися, благоукраситеся, ясли: вертепе, приими – Истина прииде, Бог человеком от Девы явися» (2), — воспевает Святая Церковь.

И громогласный провозвестник Божией Благодати святитель Фессалоникийский Григорий восклицает: «Предвечное и неограниченное и всемогущее Слово, как бесприютный, бескровный, бездомный, в вертепе ныне рождается по плоти, и как Младенец в яслях полагается и зрится очами и руками осязается, и обвязывается пеленами… В силу того, что посредством ума Бог и плоть несмешенно соединились в существо единой Богочеловеческой Ипостаси, которая, снизойдя до девственного чрева, в котором и от которого, благоволением Отца и содействием Духа, пришло в бытие Преипостасное Слово, ныне разрешается от чрева и рождается как Младенец, не нарушив, но сохранив ненарушенным знамения девственности Матери, родившись бесстрастно, безболезненно, как и зачато было бесстрастно, потому, что Родившая явилась выше, как страстного наслаждения в зачатии, так и мучительных болей в рождении…

Сегодня и пастыри вместе с Ангелами составляют общий хор и тот же воспевают похвальный гимн и общую начинают песнь; не потому, чтобы Ангелы взяли в руки пастырские свирели, но потому что пастыри были озарены светом Ангелов и оказались в среде Небесного Воинства и научаются от Ангелов небесному гимну, лучше же сказать: вместе небесному и земному. Потому что они вещают: «Слава в вышних Богу и на земле мир» (Лк. 2; 14). Потому что Обитающий в вышних и Держащий небесные высоты, ныне землю имеет Своим престолом, и славится на ней в равной мере, как славится Святыми и Ангелами Его» (3).

Возлюбленные о Рождшемся Богомладенце духовные чада мои!

Да торжествует в сердцах наших радость велия о всеблагом о нас Божием смотрении, да ликует с нами все небесное воинство святых ангелов и архангелов, да славословит преславный сонм богодухновенных пророков и вся Церковь праведников, на небесах торжествующая (Евр. 12; 22-23), великую благочестия Тайну (Лк. 2; 10-11), озарившую мир светом вечной Истины, просвещающую и научающую нас любви божественной, духовному совершенству, богоподобию и святости.

В радости праздника верой и любовью благоукрасим храмы душ и телес наших благолепием христианских добродетелей и чрез исполнение благодатных Христовых заповедей чистым сердцем воспримем пришедшего в мир Христа Жизнодавца, со святой надеждой в непреложность обетования Его — пребывать с нами в жизни Святой Его Церкви «во все дни до скончания века» (Мф. 28; 20).

Со страхом и трепетом и благодарным дерзновением возлюбим друг друга и в единомысленном исповедании Отца и Сына и Святаго Духа приступим в Святейшей Евхаристии к Пречистым Его Тайнам и соединимся с Ним всем существом нашим во оставление грехов и в жизнь вечную и во Единого Духа Святаго причастие.

«Явилась благодать Божия, спасительная для всех человеков, научающая нас, чтобы мы, отвергнув нечестие и мирские похоти, целомудренно, праведно и благочестиво жили в нынешнем веке, ожидая блаженного упования и явления славы Великого Бога и Спасителя нашего» (Тит. 2; 11-13).

Господь Иисус Христос щедродательной Своей благостью да ниспошлет и в Новом году жития нашего всетворческую благодать Всесвятого Своего Духа всем, творящим мир и правду, да дарует народам Отечества нашего и всем людям земли мирную жизнь и всякое благополучие.

«Благодать и мир вам да умножатся в познании Бога и Христа Иисуса Господа нашего» (2 Петр 1; 2). Аминь.

Божией милостью смиренный,
+Алексий, митрополит Тульский и Ефремовский

Рождество Христово

2011-2012 года 

в богоспасаемом граде Туле

1. Максим Исповедник, прп. «К Фалассию». С.22.
2. Тропарь на 1-ом часе в предпразднство Рождества.
3. Григорий Палама, свт. «Беседа на Спасительное Рождество во плоти Господа и Бога и Спаса нашего Иисуса Христа».