Несколько дней назад юрист Владимир Белов, ведущий прием в бесплатной правовой консультации при миссионерском отделе Тульской епархии, в очередной раз принял участие в программе телеканала Первый Тульский.

Данная правовая консультация действует при миссионерском отделе с 7 октября 2010 года, как видно из первой записи в журнале регистраций. Именно тогда по приглашению миссионерского отдела правоведы получили помещение, где по четвергам, с 11 до 14 часов, ведут бесплатный прием граждан, и за это время было более 2300 обращений.

Это – пилотный проект в нашей стране, ни в одной епархии прежде не было такого. Этот опыт заинтересовал даже Синодальный отдел по церковной благотворительности и социальному служению: на его сайте была размещена информация о работе туляков.

Состав правоведов меняется, постоянно работает лишь Владимир Константинович Белов, который рассказал, что помощь оказывается не только прихожанам Свято-Вознесенского храма, при котором располагается миссионерский отдел, но всем, кто приходит на прием – независимо от места жительства и вероисповедания.

Но в случае, о котором шла речь в передаче телеканала Первый Тульский, с проблемой к Белову обратилась именно одна из прихожанок храма Вознесения Господня. Она стала жертвой мошенников: шла по Красноармейскому проспекту и увидела на двери одного из зданий объявление, в котором очередной потребительский кооператив предлагал участникам высокие проценты под вклады. Женщина поверила всему, что ей рассказали в офисе, и затем отнесла туда 800 тысяч – все свои сбережения.

А через два месяца на той же двери появилось объявление, что директор кооператива скончался, контора закрылась. И тут же рядом появилось еще одно объявление: «Граждане пострадавшие! Юридическая контора (адрес был указан) поможет вам получить не только ваши вклады, но и обещанные проценты».

И женщина опять поверила: приехала в юридическую фирму, где ей сразу предложили заключить договор на сумму 25 тысяч рублей – чтобы начать судиться с обманщиками. Хорошо, что у нее с собой было лишь 3 тысячи рублей – их взяли в качестве аванса.

А потом прихожанка обратилась в правовую консультацию при своем храме к Белову, и тот убедил ее расторгнуть договор с юридической конторой и забрать аванс.

Что будет с обманутыми участниками закрывшегося потребительского кооператива? Начнется процедура банкротства, будет назначен конкурсный управляющий, будет описано оставшееся имущество – стулья, столы, компьютеры. Возможно, некая малая сумма – тысяч двадцать, обнаружится на счете, к ней добавятся еще тысяч сто, вырученные от продажи. И все это — после вынесения решения суда о банкротстве — будет поделено на несколько сотен доверчивых людей, в основном, пожилых.

— Я объяснил этой женщине, что самое надежное для нее сейчас – обратиться в полицию, что она и сделала, — отметил Белов. – И чем больше соратников по несчастью к ней присоединятся, тем лучше, потому что это станет поводом возбудить проверку по статье 159 часть 3: о мошеннических действиях в особо крупном размере. И тогда есть шанс, что имущество и счета будут оперативно арестованы: в этом случае конкурсному управляющему легче будет искать деньги.

Ведь потребительские кооперативы, по крайней мере, у нас в Туле, разоряются каждые полгода, но народ продолжает наступать на те же «грабли». А потом начинаются крики «а куда власти смотрят?» Но в законе РФ прописано, что потребительские кооперативы имеют право на существование. И они работают, вкладчики реально получают прибыль, другое дело, что 90 процентов из них – мошеннические, согласно статистике. Фактически – «русская рулетка».

И в телепередаче я напомнил, что, прежде чем рисковать своими деньгами, нужно представлять себе главное: ваши средства будут помещены не в государственный банк, их не застрахует федеральное страховое агентство. А здесь всякое может случиться, но, как пайщик данного кооператива, вы имеете право интересоваться его деятельностью, ходить на собрания, требовать документацию. И на основании этого уже можно почувствовать, если что-то неладно…

С телеканалом Первый Тульский Владимир Белов сотрудничает уже давно, и каждый раз старается дать грамотное разъяснение, чтобы помочь землякам в решении проблем. Эти передачи имеют резонанс — судя по увеличению числа обращений в бесплатную правовую консультацию.

Как рассказал Владимир Константинович, в 2010-м было много обращений, связанных с междоусобицей с соседями, потом, когда, когда люди убедились, что здесь можно проконсультироваться на более серьезные темы, к правоведам поехали отовсюду – из муниципалитетов Тульской области, из других регионов. Есть даже записи о приеме жителей двух столиц – Москвы и Санкт-Петербурга.

Были жалобы о земельных спорах, что связано с массовой застройкой, сегодня большую долю составляют те, в которых речь идет о проблемах с ЖКХ, начислении пенсий – в основном, обращаются престарелые граждане и малоимущие.

Много бывает обращений, касающихся наследства, выяснения отношений между родственниками: в России – увы! — не принято писать завещания и держать в порядке бумаги. Случаи, когда наследники известны заранее – единичны, в основном же – полная неразбериха.

— Был случай, когда от действий «черных риэлторов» пострадала женщина 82 лет, — рассказал Белов. – Они умудрились отобрать у нее квартиру, введя в заблуждение, подсунув на подпись бумаги и не объяснив их содержание: она и сама не помнит, как подписала договор купли-продажи. После чего ее отправили за тысячу километров от Тулы – в «экологически чистую зону». Поняв, что ее обманули, старушка вернулась в родной город, пришла к нам… А далее были судебные тяжбы, которые продолжались почти два года, но квартиру пострадавшей удалось вернуть!

— Хоть наша правовая консультация находится при православном храме, сюда приходят люди разных национальностей и конфессий, — пояснил заместитель руководителя миссионерского отдела Алексей Ярасов. – Примем всех, если обратятся. Мы, как христиане, никогда не оттолкнем человека, попавшего в беду.

А Владимир Белов сказал напоследок:

— Я считаю, что у каждого человека должен быть не только духовник, но и личный врач и юрист, к которым нужно регулярно обращаться.

Пресс-служба миссионерского отдела