В колонии-поселении № 8 УФСИН России по Тульской области прошла встреча осужденных с протоиереем Александром Большаковым, клириком храма в честь иконы Божией Матери «Нечаянная радость» г. Киреевска, и Олегом Сениным, заместителем Председателя Тульского отделения Общества русской словесности, писателем и публицистом.

Батюшка напомнил слушателям о многочисленных мероприятиях, связанных с Днем православной книги: «Каждый из нас начинал познания мира и жизни с букваря. Однако грамотность сама по себе не делает человека лучше, правдивее, добрее. Эти достоинства мы получаем по вере в Господа Бога, который открывается нам прежде всего из Святого Писания. Доверяя Богу, мы стараемся жить по правилам, именуемым заповедями, которые даны нам во благо. Кому, как не вам, известно, что нарушая их, мы навлекаем на себя неизбежное наказание. Именно поэтому, Церковь неустанно напоминает нам о необходимости следовать вековечному нравственному закону. Написано: «Слово Твое – светильник ноге моей и свет стезе моей» (Пс.118:105). Обращаясь к собравшимся, Олег Михайлович заметил: «Мы пользуемся книгой в привычном для нас виде. Это две обложки, переплёт и страницы, скрепленные воедино. Так вот, в древности люди писали на свитках, которые делали из листов папируса, пергамента и даже из тонких пластин меди. Такой свиток имел длину до 10 метров, а ширину около 30 см. К обоим концам такой ленты крепились деревянные стержни. Читающий, одной рукой по мере прочтения раскручивал свиток, а другой сматывал прочитанное в рулон. По завершению чтения, свитки бережно оборачивали плотной тканью и помещали для хранения в глиняные сосуды. Понятное дело, пользоваться такими свитками было не очень удобно. Опять же не просто было найти в длинном свитке нужный текст».

Из дальнейшего рассказа слушатели узнали, что предположительно во II веке, христиане отказались от свитков. Они начали разрезать их на страницы и соединять в тетрадь, что и привело к появлению книги как таковой. С того времени до нас дошли единичные экземпляры Священного Писания, которые получили название «кодексов». Самый ранний из сохранившихся экземпляров Библии относится к трехсотому году нашего времени. Он получил название «Синайский кодекс», так был найден в древнем монастыре святой Екатерины, который располагался у подножия горы Синай. В Синайском экземпляре отсутствовали отдельные книги Ветхого Завета, а Новый Завет был представлен полностью.

«Знаете ли вы, — обратился Олег Михайлович к собравшимся, — что книгопечатание, возникшее в Китае в 868 году почти на 600 лет опередило типографский станок, изобретенный Иоганном Гутенбергом в 1440 году. Заметьте, первой напечатанной книгой была Библия на латинском языке, именуемая Вульгата. Хотя Гутенберг старался хранить свое изобретение в секрете, тем не менее, вскоре печатные станки появились во многих странах Европы. Это очевидным образом сказалось на массовом распространении Библии.

У нас в России при государе Иоанне Васильевиче в 1564 году первопечатником диаконом Иоанном Федоровым был издан «Апостол», который включал в себя Книгу Деяний апостолов и их Послания. Эта книга использовалась не только во время богослужения, но и в домашнем чтении.

Потребность книгопечатания была обусловлена расширением территорий пределов Российского государства. Присоединение Казани, Астрахани и других земель сопровождалось распространением православия на этих территориях. В наши дни духовная литература издается многомиллионными тиражами. Поэтому празднование Дня православной книги имеет своей целью привлечение интереса широкой читательской аудитории не только к православной книге в ее узком понимании, но и к литературе художественной, которая учит человека, как жить, помогая ему сохранить традиции и развиваться как личности».

Большую часть выступления гость посвятил духовно-нравственному назиданию Слова Божия, столь важному для каждого из живущих. Он напомнил, что великий русский писатель Достоевский, увлекшись в молодости западными социальными утопиями, был приговорен к 4 годам каторги. Единственная книга, которую дозволялось читать в Омском остроге, была Библия. Всю последующую жизнь Федор Михайлович вспоминал о духовно возрождающем воздействии на него истин, запечатленных на ее святых страницах.

Отвечая на вопросы слушателей, отец Александр и Олег Сенин старались донести душеспасительный смысл православной веры, способной переиначить греховную жизнь человека. При этом гости рекомендовали для прочтения книги, переданные ими для приходской библиотеки.

В тот же день Олег Сенин вместе с протоиреем Георгием Протопоповым, клириком храма во имя иконы Божией Матери «Нечаянная радость» города Новомосковска, посетили Исправительную колонию №6 УФСН России по Тульской области.

Олег Михайлович поделился с осужденными собственным опытом пятилетнего пребывания в Мордовском политлагере: «Представьте себе, что там строго-настрого запрещалось чтение и хранение Святого Писания. Однако заключенные из верующих находили способы получать с воли небольшие книжечки Евангелия и Молитвословов, которые хранились ими с особым тщанием, а читались с благоговением. Именно там, в зоне, мне довелось впервые в жизни прочесть Евангелие от Марка, самое краткое из всех четырех повествований о жизни и трудах Спасителя. Обретенная вера предавала мне силы пережить годы заключения и, по сути, определила всю мою последующую жизнь. И то, что сейчас я предстаю перед вами, — в этом заслуга Господа, который способен своей благодатью обратить нас с опасных жизненных блуканий на пути праведные. В наше время вы имеете возможность посещать храм, исповедоваться, причащаться. О даруемом спасении и утешении вы узнаете из уст батюшки и многочисленных книг вашей приходской библиотеки. Дай то вам Бог воспользоваться этими благословенными возможностями, чтобы переиначить свою жизнь в согласии Его благой воли».

В завершении встречи гости предали в библиотеку подборку духовной литературы.

Марина Полянская