• ОСНОВЫ ПРАВОСЛАВНОЙ КУЛЬТУРЫ ИЛИ СВЕТСКАЯ ЭТИКА ?

Прот. Николай Пикуза, храм свв.мчч. Флора и Лавра г.Тула

 

ОСНОВЫ ПРАВОСЛАВНОЙ КУЛЬТУРЫ ИЛИ СВЕТСКАЯ ЭТИКА ?

 

« Уважение к минувшему – вот черта, отличающая образованность от дикости »

( А.С.Пушкин, великий русский поэт ХIХ в.)

 

В конце Х века (988-989 гг) Русь крестилась, приняв православие от Византии. Это было не только новое понимание мироустройства, но и новое понимание смысла человеческой жизни, что выражалось в новом поведении человека. Крещение Руси содействовало развитию письменности, появилась возможность приобщения русского народа к великой христианской культуре. Христианская этика стала основой как нравственных правил русских людей, так и нормой внешнего благочестивого поведения. Важнейшим событием стало знакомство с сочинениям святителей Василия Великого и Иоанна Златоуста.

Так в IV в. в Кесарии Василий Великий написал слово «К юношеству», где изложил порядок поведения молодого человека в различных жизненных ситуациях. Это слово стало образом благовоспитанности. Впоследствии наши отечественные учителя благочестия Владимир Мономах в произведении «Поучение», написанном для своих детей, священник Сильвестер в своем «Домострое» сохранили слово Василия Великого как основу своих творений.

«Следует сберегать душевную чистоту и телесное беспристрастие, имея походку кроткую, голос тихий, слово благочинно; при старших молчание, перед мудрейшими –

послушание, к равным себе и к младшим – искреннюю любовь; нечестивых людей избегать, «не засиживаться в беседах, не дерзить, не бесчинствовать смехом, избегать прекословия…»

Как мы видим, трактат Василия Великого построен на христианской этике и возвышенной эстетике.

Святитель Иоанн Златоуст обладал блестящим красноречием и стилем слова. Его сочинения «О воспитании детей» явилось образом для подражания. Эти сочинения оказали яркое впечатление на формирование великой русской культуры.

Не страны Западной Европы, а Киевская Русь заметно превосходила западно-европейские страны по уровню общей культуры. Так дочь, Ярослава Мудрого Анна стала женой французского короля Генриха I  в ХI в. Французы и по сей день хранят одну из государственных грамот, где стоит подпись «Королева Анна», тогда как короли за общей безграмотностью ставили крестик. Анна же собственноручно на русском языке подписала ее своим именем.

Следует знать, что образцом для окружающих людей в воспитании детей служил княжеский двор. Так, усмиряя гордыню молодого Владимира Мономаха кто-то сказал ему: «Что наряжаться, коль в посконном платье в тебе не узнают князя, то и впрямь, какой же ты князь? С тех пор Владимир наряжался только для города, а дома все посконное да сермяжное сукно» (Иванов В. Русь Великая). Князю давали понять, что благородство человека познается в величии его души, уме, мудрости, нраве и хорошем обхождении.

          Уже будучи князем, Владимир Мономах обобщал опыт своих предков, Владимира Крестителя Руси, Ярослава Мудрого в своем трактате «Поучение» для детей, где он пишет: «Все хорошее узнав, вы должны понимать; чего не знаете, тому учитесь». Человек должен заниматься, где бы он ни находился «для себя все стремиться делать сам, не затрудняя других излишними заботами о себе».

«Поучение детям» - это родник благочестия и нравственные устои, завещанные в нем Владимиром Мономахом, остались незыблемыми несмотря ни на какие потрясения  происходившие в России, несмотря ни на какую пену инородную «Поучения так и остаются родником благочестия".

«Поучения детям» Владимира Мономаха и «Домострой» Сильвестера – исторические, литературные и культурные памятники своего времени, они отразили и идеал благовоспитанного человека, и высокую духовную культуру Руси, и ее традиции.

И в ХХI в. эти средневековые трактаты получив новое звучание, смогут обогатить нашу современную культуру в области этики.

В бурную эпоху Петра I жизненный уклад в России начал резко меняться не в лучшую сторону. Петр I перенимал западные нравы и европейский образ жизни. Несмотря на тяготение к заимствованию западного образа жизни Петр повелел издать книгу «Юности честное зерцало, или Показания житейскому обхождению», собранное от разных авторов изданное в 1771 г.

Идея книги заключена в том, чтобы преподать правила поведения в обществе для достижения успехов при дворе и в свете.

Правила житейского обхождения, изложенные в основном содержании книги «Юности честное зерцало», как и все предшествующие ей русские трактаты по воспитанию, основаны на нравственной этике. В основном содержании сборника с самых первых строк – почитание родителей: «Во-первых, наипаче всего должны дети отца и матерь в великой чести содержать… К родителям обращаться на «Вы»… У родителей речей перебивать не надлежит, не следует им прекословить… Охотно ходи в церкви и школы, а не мимо их. Иначе пойдете путем, которых ведет в погибель». Как видим, нравственный стержень остается крепким. И еще «отрок должен быть весьма учтив и вежлив», а «ежели в чем поспорить можно, то начать с учтивостью и вежливыми словами, и дать свое рассуждение.

Этическое правило предписывало: «Молодые люди не должно ни про кого худого говорить и ничего не разглашать, что слышат». «Перед трапезой и после нее всегда молитва и благодарение Богу».

В послепетровскую эпоху нахлынуло офранцуживание русской культуры, что имело отрицательное влияние на русское общество. Подражательные манеры имели карикатурный характер и не соответствовали русскому внутреннему содержанию. А ведь только внутренняя культура, духовность и благородство способны формировать хорошие манеры.

«Обезьянническое  перенимание приемов чужой образованности мало может содействовать самобытному развитию духовных сил народного творчества…» (Костомаров Н.И.). Внешний лоск не может скрыть поверхностное воспитание «Русские внутренние душевные и духовные качества – искренность, честность, простота, жертвенность – в западническом понимании считались провинциальность и невоспитанностью.

Вот такими были плоды поверхностного воспитания без внутренней гармонии в самом себе. Такие перекосы в воспитании были осмеяны великими людьми того времени: Фонвизиным, Сумароковым, Ломонововым.

Начав борьбу за возрождение национальных традиций, за все свое русское, они своей деятельностью внесли бесценный вклад в развитие воспитания, нравственности и этики.

М.В.Ломоносов стал создателем Московского университета, заменил негодных иностранных преподавателей, чем явил торжество русской культуры над иноземным влиянием.

Важнейшим событием, всколыхнувшим жизнь русского народа, явилась победа над Наполеоном в войне 1812 года. С этого времени общество отдало предпочтение не западной, а русской национальной культуре. Возрождалась русская этика, основа которой находится  в Православии. ХIХ столетие – золотой век русской культуры, построенной на христианских принципах. В этом наше отличие от Запада, где этикет – маска, помогающая скрыть истинные намерения.

В ХIХ в. появился русский тип благовоспитанного человека. Это нашло отражение и в русской литературе того времени. А.С.Пушкин в своем романе «Евгений Онегин отразил лучшие черты, тогдашней молодежи, показав это в княгине Греминой (Татьяна Ларина) все достоинства и добродетели.

 

                                                          Но вот толпа заколебалась,

                                                          По зале шепот пробежал

                                                          К хозяйке дома приближалась

                                                          За нею важный генерал.

                                                          Она была не тороплива,

                                                          Не холодна, не говорлива,

                                                          Без взора наглого для всех,

                                                          Без притязаний на успех,

                                                          Без этих маленьких ужимок,

                                                          Без подражательных затей…

 

                                                          Все тихо, просто было в ней,

                                                          Она казалась верный снимок Комельфо

                                                          (Образ полный благородства)

 

Это одухотворенная русская женщина с возвышенной душой и кротким нравом своим неподдельным смирением заслуживает любовь окружающих людей. Здесь А.С.Пушкин в первую очередь показал Европе, что есть добродетель истинная, а не показная.

Благородство – это постоянная работа над собой, своим внутренним миром, совершенство души. Такая благовоспитанность не отделима от благочестия, т.е. от признания божественных истин и жизни по ним. В 1860 г.г. выделилась особая группа людей, называющих себя нигилистами. Нигилисты признавали не культуру, а необузданные физиологические инстинкты.

В среде интеллигентов - нигилистов устанавливались свои, только им присущие правила поведения, развязность, невежество, вплоть до хамства и антицерковных кощунств. Нигилисты высмеивают этику и мораль.

Это поветрие имело пагубное влияние на умы молодежи. В 1880 г. В Санкт-Петербурге вышла в свет книга Клеопатры Светозарской «Светский человек, изучавший свод законов общественных и светских приличий». Клеопатра Светозарская постаралась разоблачить разрушительную суть нигилизма. «Нигилизм – это враг вежливости, приличий и вообще приятных манер». Горько сознавать, что в наше время никто не хочет закрыть страну от невежества, хамства, аморальности, безнравственности – нигилизма. О каком воспитании может быть речь. Воспитанный человек по выражению К.Светозарской остается таковым и в обществе и дома, он с уважением относится ко всем людям независимо от их положения. Без прочной добродетельности  никакая красота манер не в силах возвысить человека.

В русских гимназиях приоритетом было воспитание, а не образование. На первом месте стояло совершенство духа, нравственности, основа характера, а потом знания. Это понимал и замечательный русский педагог, основоположник русской педагогики в России К.Д.Ушинский. Он писал: «Все школьное ученье и вся школьная жизнь должны быть проникнуты разумным, религиозным и нравственным элементом».

Следует также заметить, что никакое самое высокое образование не заменит христианского воспитания. Сегодня для многих мнящих о себе высоко, понятия о нравственности, долге, чести, совести, патриотизме лишь слова. Отсутствие морально-нравственного стержня приводит их к лживости, разрушению общественной нравственности. Общественной – значит государственной.

Сама манера поведения таких людей раскрывает их духовное состояние.

В конце 1980-х годов в нашей стране появилась надежда на духовное возрождение, стали открываться храмы, издаваться православная литература. У людей появилась возможность повернуться к вере отцов. Но с 1990-х годов новый поворот заявила о себе демократия, и народ без крепких вековых традиций превращается в неуправляемую массу без духовных идеалов и развитой культуры. И в душах людей поселился хаос равно как в умах и поведении.

«Скороспелые утопические теории западной социал-демократии… принести тяжелые повреждения народу, - этот урок мы только начинаем усваивать» (Владимир Беляев. Сословия России. Дворянский вестник, 1996, №6-7). Надор оказался на распутье и в растерянности.

Многовековые культурные традиции в России раздражают реформаторов-западников. Эти люди совершенно оторваны от национальных традиций и обращаются на Запад иногда на Восток за образцами поведенческой этики.

Всем нам необходимо помнить высказывания великого А.С.Пушкина: «Дикость, подлость и невежество не уважает прошедшего, пресмыкается пред настоящим».

Уже несколько десятилетий как в России началось увлечение Д.Карнеги, пропагандируются его книги, в России создан его центр. Хотя в Америке мода на не прошла, героем он не стал. По Карнеги его главное отличительная черта формальная вежливость – цель которой произвести впечатление на партнера и на этом заработать как можно больше денег.

В основе показной вежливости – двойная мораль и полное отсутствие внутренней воспитанности. Сегодня народу навязывается этот саморазрушительный образ жизни. «Известно, что страны, где деловая этика отсутствует или развита крайне слабо, живут плохо и трудно, потому что бесчестные отношения мешают сотрудничеству (Соловьев Э.Я. Современный этикет и деловой протокол).

Еще одна жуткая угроза для отечественной культуры – сквернословие, тюремный жаргон и это входит в норму поведения. Телевидение этому быстро научает (способствует) и никто не пытается остановить это словесное зловоние!

В Библии в Послании к Ефесянам сказано: «Никакое гнилое слово да не исходит из уст ваших» (,29).

Итак, приличное поведение имеет Божественную природу. И сегодня лишь через восстановление русской национально-православной традиции мы можем заслужить уважительное отношение к нашей стране и к каждому из нас в окружающем мире.

У нашей страны  великая история, мощный духовный потенциал и сильная культура. Начиная со своего личного поведения в обществе, каждый из нас сможет влиять на судьбу нашей страны.

    Пасхальное послание Святейшего Патриарха Кирилла архипастырям, пастырям, диаконам, монашествующим и всем верным чадам Русской Православной Церкви
    Обращение по случаю принесения в пределы Русской Православной Церкви мощей святителя и чудотворца Николая, архиепископа Мир Ликийских. Часть 1.
    Обращение по случаю принесения в пределы Русской Православной Церкви мощей святителя и чудотворца Николая, архиепископа Мир Ликийских. Часть 2.





    ВИДЕОсюжеты

    Статьи и публикации

    Календарь новостей

    Синодальный Информационный Отдел