ФОТО

Адепты тульского отделения секты мормонов утверждают, что их «церковь» образовалась в нашем городе в 1998 году. Но есть информация, что первые миссионеры этой секты появились в Туле немногим ранее указанного года.

Возникновение местной мормонской ячейки связано с женщиной по имени Лидия, которая переехала в Тулу в 90-е годы и, будучи убежденной мормонкой, способствовала появлению здесь отделения этой секты. За весь период существования мормонов в Туле обряд крещения у них прошли более сотни туляков. Но у мормонов наблюдается постоянная «текучка». В первые годы деятельности секты в Туле был прирост ее членов, затем численность пошла на спад. Например, если в 2005 году на воскресных собраниях секты собиралось около 30-40 человек, то в 2010 году эти воскресные собрания посещали всего 7-10 человек. Такое же количество адептов секты посещают воскресные собрания мормонов и сегодня. Со слов активистов секты, в списке фиксированных членов тульской мормонской ячейки значатся около 60 человек. Но многие из них по тем или иным причинам собрания секты не посещают. Таким образом, за более чем 20-летний период существования и активной деятельности мормонов в Туле, им не удалось достичь значимых результатов. Но, тем не менее, на их совести как минимум около сотни смущенных ими туляков.

Секта мормонов, именуемая самими сектантами «Церковью Иисуса Христа святых последних дней», возникла на территории США в 30-х годах XIX  столетия. Основателем секты стал американец Иосиф Смит. Его отец, Иосиф Смит-старший, был мистиком, проведшим большую часть жизни в поисках воображаемых сокровищ и изредка пускавшийся в денежные махинации. Эти «увлечения» разделял и его сын – будущий «пророк». В 1820 году Смит-младший утверждал, что был удостоен «чудесного видения», в котором, с его слов, Бог Отец и Бог Сын, материализовавшись во время его молитвы, открыли ему, что он избран для того, чтобы возродить истинное христианство, и ни в коем случае не должен примыкать к существующим церквям. Впрочем, «высокое предначертание» не помешало Иосифу продолжать вместе со своим отцом поиск утерянных сокровищ, причем пользуясь при этом указанием «волшебных» камней, «магических» жезлов и прочих аналогичных атрибутов. Увлечение мистикой и сыграло, по всей видимости, решающую роль в становлении Смита-младшего как «нового пророка».

В 1823 году И. Смита посетило второе «видение». Явившийся ему «ангел» назвал себя Моронием. Он рассказал Смиту о неких древних «золотых листах», спрятанных на холме «Кумора». Эти листы якобы покрыты иероглифами «измененного египетского языка» и содержат важные сведения о древней истории Америки, которые И.Смит сможет забрать только спустя 4 года. «Ангел» Мороний, перед тем как исчезнуть, призвал Иосифа Смита к восстановлению «Истинной Церкви Иисуса Христа». Смит утверждал, что обретенные им в 1827 году «золотые листы» были написаны «староегипетскими письменами», которые можно было прочесть только с помощью «пророческих очков», лежащих в том же ящике, что и листы. Смит был полуграмотным, поэтому только при помощи единомышленников смог записать перевод «золотых листов». При этом никто, кроме него, не видел этих листов, что лишний раз указывает на то, что это есть не что иное, как плод фантазии самого Смита. Сделанный Смитом перевод «золотых листов» лег в основу «Книги Мормона», ставшей священным писанием в секте мормонов. Ее первая публикация состоялась в 1830 году. Важно отметить, что с момента своего первого издания священное писание мормонов подвергалось неоднократной правке.

Сама «Книга Мормона» полна нелепостей, включает описание различных псевдоисторических событий американского континента и прочих вымыслов. Известный американский писатель Марк Твен назвал ее «хлороформом», а не книгой.

Печально известна практика многоженства, широко распространенная среди мормонов по непосредственному «божественному откровению» И. Смиту. Многоженство открыто практиковалось среди мормонов вплоть до 1890 года. Лишь под влиянием властей сектанты были вынуждены отказаться от подобного образа жизни. Однако, хотя многоженство официально было отменено, оно по-прежнему остается краеугольным камнем мормонской веры. Мормоны считают, что в тысячелетнем царстве многоженство непременно будет возобновлено. При этом многие сектанты не желают ждать так долго: как сообщается в западных публикациях, многие члены «Церкви Иисуса Христа святых последних дней» тайно практикуют многоженство, ссылаясь на необходимость его для мормонской веры.

Будучи во главе секты мормонов, И.Смит получил скандальную известность в США. Помимо многоженства (у И. Смита по разным данным было 27, 48 или 84 жены), новоявленный «пророк» еще больше подорвал собственную репутацию авантюрой с основанием собственного банка в 1836-м году. Набрав большое количество вкладов, выпустив множество облигаций, Смит ушел с руководящего поста в банке, после чего банк закрылся. Некоторое время после этого «пророку» приходилось скрываться от множества обманутых вкладчиков, в том числе и от своих последователей.

В конце концов, И.Смит вместе со своим братом Хайрумом попал в тюрьму. Но возмущение по отношению к сектанту среди американцев было настолько велико, что они, взяв штурмом тюрьму, где содержался Смит, убили его. Важно отметить, что во время штурма тюрьмы Смит сумел вооружиться пистолетом и активно отстреливался. Но на этом история секты не завершилась. Нашлись продолжатели дела Смита, и теперь мормоны присутствуют во многих странах мира. В России, согласно официальной статистике секты, в настоящее время около 23 000 принявших мормонскую веру наших соотечественников.

Мормонов, как правило, принимают за одну из протестантских деноминаций. Сами они очень этому рады и всегда настаивают, что являются христианами. На самом же деле, если разобраться в содержании их учения, становится ясно, что секта мормонов – языческая. Как указывает известный российский сектовед профессор А.Л.Дворкин, секта мормонов – это грубо оккультная неоязыческая секта с весьма серьезными тоталитарными тенденциями.

В Туле, как, впрочем, и везде, жизнедеятельность мормонских общин поддерживают периодически сменяющиеся иностранные миссионеры, именующие себя «старейшинами». Это, в основном, молодые ребята и девушки (девушек-проповедниц называют «сестрами»), подготовленные в США или других странах для миссионерской деятельности в России. Ранее в тульском отделении секты, периодически меняясь, работали шесть таких специальных миссионеров, по преимуществу американцев. Среди них встречались иногда русские и украинцы. В настоящее время тульскую общину мормонов опекают только двое «старейшин».

На улицах Тулы (особенно в теплый период года) иногда можно встретить молодых людей в темных костюмах и белых рубашках с черными бейджиками на груди, раздающих листовки и книги «Мормона». Бывало, они устраивали на улицах города своеобразные стояния с плакатами, на которых размещались цитаты из мормонского священного писания. Либо они, выстраиваясь в «линейку» и держа в руках песенники, распевали мормонские религиозные песнопения на оживленных пешеходных дорожках Тулы. Все это сопровождалось раздачей прохожим мормонской литературы. Одно из таких мероприятий мормонов как незаконное несколько лет назад было пресечено полицией.  Сектанты даже были доставлены в местное отделение полиции. Сейчас подобных акций они не проводят.

Много лет подряд мормонами по Туле активно распространялись анонимные листовки следующего содержания: «Бесплатно! Практика английского языка для всех. Проводят занятия молодые американцы…» или «Бесплатная разговорная практика английского языка для всей семьи!..» Таким образом, сектанты привлекали туляков на бесплатные занятия английским языком.

Это один из наиболее излюбленных мормонами способов вовлечения людей в секту. Причем, анонимных способов.

Листовки мормонов о курсах английского языка в Туле перестали быть анонимными после обращения представителей миссионерского отдела Тульской епархии в правоохранительные органы, так как такая анонимная деятельность сектантов противоречила федеральному Закону «О свободе совести…» и просто являлась нечестной.

Люди приходили к мормонам изучать английский язык, и с ними действительно занимались, но периодически дружелюбные учителя-мормоны предлагали остаться после занятий на 15-20 минут и послушать «интересную информацию». На этих двадцатиминутках, названных  мормонами «духовной мыслью», сектанты говорили на темы «духовности» и «нравственности». С этого все и начиналось. Сколько-нибудь заинтересовавшегося человека мормоны сразу брали, как говорится, в оборот. Потенциальной жертве они предлагали в любое удобное для него время, в удобном для него месте прослушать шесть бесед «о христианстве». Примечательно, что после второй беседы сектанты постоянно и навязчиво предлагали слушателю принять у них «крещение».

Обряд «крещения» мормоны ранее совершали в городской бане № 2. Там они арендовали большое помещение с бассейном. Это происходило в холодное время года. Летом же они «крестили» новообращенных в реке Воронка.

Мормоны применяют и прочие способы привлечения людей к своей секте. Например, они еженедельно устраивают так называемый «спортивный день». Для этого сектанты арендуют где-нибудь спортзал, где в течение нескольких часов все желающие могут поиграть с ними в спортивные игры. Также они проводят так называемые «вечера талантов», на которых каждый пришедший может выступить и показать свой талант. Периодически устраиваются и «вечера молодежи», на которые собираются молодые люди и девушки. В начале каждого «вечера молодежи» из уст «старейшин» звучит «духовная мысль», затем все начинают веселиться: играть в разные игры, петь и т.д. Кстати сказать, американцы – мастера устраивать веселые вечеринки, и это сильно привлекает молодежь.

В миссионерских целях мормоны искусно используют и авторитет Л.Н. Толстого. Они периодически организуют для приходящих к ним новичков экскурсии в Ясную Поляну. Дело в том, что в личной библиотеке Л.Н. Толстого имеется «Книга Мормона», присланная ему в конце девятнадцатого века из США. Указывая на это, сектанты как бы легализуют собственное учение, ссылаясь на якобы признание его известным русским писателем.

Естественно, сам по себе факт присутствия в библиотеке Толстого «Книги Мормона» ничего не означает. И хотя хорошо известно о бывших симпатиях Льва Николаевича к разным формам сектантства и заботах о нем, но о его положительном отношении к секте мормонов говорить нельзя. Например, в письме своему другу Джону Кенворти в 1894 году Толстой о мормонах писал следующее: «Так же извращают христианство все учредители и организаторы сект, от мормонов до армии спасения; это же было и продолжает быть главным тормозом для распространения христианства».

Стоит отметить, что посещая Ясную Поляну, некоторые мормоны ведут себя безобразно. Автор данной статьи лично наблюдал, как американские и русские «старейшины» секты пытались друг друга запечатлеть на фотоаппарат возле могилы Толстого в очень необычных позах. А именно, некоторые из них, находясь на небольшом расстоянии от могилы писателя, слегка присаживались так, чтобы на фото получилось, что они своей пятой точкой как бы касаются самой могилы. При этом, весело улыбаясь, они протягивали свои руки вперед с задранными вверх большими пальцами.

Проникали мормоны и в общеобразовательные учреждения нашего города. Например, в 2013 году учитель английского языка одной из тульских гимназий активно приглашала своих учеников посещать занятия английским языком, организуемые сектой мормонов. Так же она на свои уроки приглашала и самих американских миссионеров мормонов.

Для формирования положительного образа мормонской секты, тульские мормоны неоднократно оказывали помощь Тульскому областному дому ребенка. Помощь в основном заключалась в уборке территории этого учреждения. Также мормоны проводили уборку территорий детского летнего лагеря, расположенного неподалеку от пос. Хомяково в Туле. Но просто уборкой в летнем лагере они не ограничивались и использовали возможность пообщаться с персоналом лагеря и с находящимися на отдыхе детьми. Таким образом, нерадивой администрацией лагеря дети без ведома их родителей предоставлялись для идеологической обработки  американским сектантам.

Мормоны с 1999 года по 2008 год активно работали в Тульском архиве. Целью их деятельности было микрофильмирование архивных данных о жителях тульской области, умерших до 1917 года. Даже была установлена плата за каждое извлеченное мормонами из архива имя. За одно имя сектанты платили сумму, эквивалентную 10 американским центам. Все полученные мормонами в российских архивах данные переправлялись за рубеж.

Мормоны верят, что могут перекрещивать умерших людей в свою веру. Поэтому, официально заключив договор с Российским Обществом историков-архивистов (РОИА), сектанты открыли себе доступ во многие архивы России. В архивах они занимаются копированием документов, содержащих имена умерших людей. Имена умерших мормоны используют для религиозных обрядов посмертного посвящения в члены своей секты, т.е. «крещения». Мормоны заочно включают в ряды своего культа умерших, пополняя списки своей организации миллионами усопших людей различных национальностей, вероисповеданий и убеждений (включая атеистов).

«Богослужебные» собрания у тульских мормонов проходят утром по воскресеньям, начинаются в 10.00, заканчиваются около 11.00. Собрания довольно скучные. Все присутствующие поют песни из специальных песенников под аккомпанемент синтезатора. Выступают «старейшины» и члены общины. Совершается обряд «причащения»

«Причащаются» сектанты хлебом и водой, над которыми читаются молитвы – два уполномоченных от общины человека проносят между сидящими подносы с кусочками данного «освященного» хлеба и мензурки с «освященной» водой. Все члены по очереди «причащаются» и сидят некоторое время, склонив голову.

По окончании «богослужения» бывает «воскресная школа», где сектанты изучают мормонскую веру. Иногда вечером в воскресные дни устраиваются «файрсайды». Это почти то же самое, что и «духовная мысль», но по времени длиннее, и по окончании «файрсайдов» всем участникам предлагается угощение в виде пряников, выпечки и газировки (чай и кофе мормонам строго-настрого пить запрещено!) На «файрсайдах» сектанты используют различные приёмы, способствующие созданию псевдосемейной обстановки в общине. Как правило, это молодежные игры.

В секте практикуется также и пост. Обычно он длится сутки, где-то раз в месяц, и состоит в полном отказе от пищи и питья.

Мормонские американские миссионеры очень неприязненно воспринимают всякое инакомыслие. На светские темы говорят очень редко, явно избегая их. Поскольку американские «старейшины» – в основном молодые люди возрастом около двадцати лет, мероприятия, устраиваемые ими, всегда охотно посещали много девушек, явно приходивших к ним не с целью проникнуться мормонским учением. И все равно этот факт, несомненно, имел некое миссионерско-вербовочное значение для секты.

Но это было в прошлые годы, сейчас такая миссия в тульской ячейке секты не столь масштабна. Как было указано выше, в настоящее время в Туле всего два американских миссионера – «старейшины», и они, похоже, со многим не в силах справиться. Нет сейчас в Туле и мормонских курсов бесплатного английского языка. Не способствует активной жизни секты и малое число ее членов. Но при этом, сектанты все же для своей деятельности арендуют в центре города на ул. Жуковского двухэтажный особняк.

Если уж разобраться, то жертвами секты мормонов можно назвать не только попавших туда наших сограждан, но и самих иностранных проповедников. Эти молодые люди искренне верят в догматы секты и искренне заблуждаются. В Россию на два года они едут на средства своих родителей, которые порой эти деньги копят в течение многих лет, часто претерпевая лишения. В мормонских семьях считается очень престижным и почетным отправить сына или дочь «на миссию» в другую страну.

Конечно же, секта мормонов представляет опасность, и прежде всего – опасность духовную. Все поддавшиеся искусной проповеди мормонов должны понимать, что наносят себе серьезнейший духовный вред, неминуемо отлучают себя не только от своего народа, своей истории и культуры, но и от Самого Христа и Его Церкви.

Алексей Ярасов



  • Нажмите, чтобы увеличить morm (2).jpg
  • Обращение Патриарха Московского и всея Руси Кирилла по случаю Дня трезвости
    Обращение по случаю принесения в пределы Русской Православной Церкви мощей святителя и чудотворца Николая, архиепископа Мир Ликийских. Часть 1.
    Обращение по случаю принесения в пределы Русской Православной Церкви мощей святителя и чудотворца Николая, архиепископа Мир Ликийских. Часть 2.






    Анонсы


    ВИДЕОсюжеты

    Статьи и публикации

    Календарь новостей

    Синодальный Информационный Отдел