• Тесницкое урочище: лес, который не зарастает травой

16 сентября 2012 года.

Про тульскую Голгофу ХХ века давно стало известно не только в Туле, но и по всей России, и за рубежом. Ежегодно сюда стекаются потомки людей, которые здесь покоятся. Сто пятьдесят квадратных метров Тесницкого леса – огромная братская могила жертв политрепрессий. Среди расстрелянных - тульские священники и монашествующие, ныне причисленные к лику святых.

Чин канонизации святых, пострадавших за веру Христову на Тульской земле в годы богоборчества, совершил Патриарх Московский и всея Руси Алексий Второй 16 сентября 2001 года за воскресной Литургией в кафедральном Всесвятском соборе города Тулы. С этого дня в число прославленных на Архиерейском Соборе 2000 года новомучеников и исповедников Российских вошли епископ Тульский Онисим (Пылаев), епископ Белевский Никита (Прибытков), протоиерей Петр Павлушко.

Очертания могил не сглаживаются от времени

В 30-40гг. XX века от репрессий пострадало более полутора десятков тысяч туляков. По данным региональной прокуратуры, велика вероятность того, что один из пяти репрессированных был расстрелян на полигоне Тесницкого леса в 15км от Тулы.

На расстрельном полигоне фрагменты человеческих останков со следами от пуль перемешаны со сломанными лопатами, гильзами от «наганов», сырой скользкой глиной и серой лесной землей. Эта земля до сих пор не зарастает травой, словно не может забыть всего произошедшего беззакония, а очертания могильных рвов не сглаживаются от времени. Подсчитать число казненных не представляется возможным. Судя по рассекреченным за давностью лет архивным документам, это две с половиной или три тысячи политзаключенных.

Военные криминалисты в 1991 году вскрыли только одну из братских могил, всего же таких объектов в лесу около ста. Каждый ров скрывает 2-3 десятка тел – ровно столько, сколько вмешала в себя спецмашина, в которой заключенных привозили на расстрельный полигон.

Так что точное место захоронения конкретных людей, в том числе, святых новомучеников, установить вряд ли удастся. Их своеобразным некрополем стала Часовня Новомучеников и Исповедников Российских, построенная здесь. Часовня строилась параллельно проводимой исследовательской работе о Тесницком лесе - с 1995 по 2001год.

«Религию - на штыки!»

После революции 1917 года православная вера в России стала именоваться не иначе как «опиум для народа». Важной задачей внутренней политики СССР стали гонения на Церковь и ее служителей. Бухаринский лозунг «Взять религию на штыки» был на «ура» воспринят массами.

Такая «народная поддержка» придала уверенности революционной верхушке, начавшей массовые расстрелы священников без суда. Но «самая справедливая в мире» советская власть должна была создавать хотя бы видимость законности. Так появились полные лицемерия следственные дела, материалы которых на 90% были сфабрикованными, а на 10% - «раскрытыми» через жестокий шантаж, угрозы близким и страшное физическое насилие.

По рассекреченным в 90-е гг. данным, в первую волну гонений (1923-1924 гг.) пострадало 2469 священников и монашествующих, а в 30-х гг., во второй период репрессий, почти в 10 раз больше - 19 812 человек. В третью волну, после 1937 года, с духовенством и вовсе не церемонились, любой арест священника, как правило, оканчивался расстрельным приговором.

Факты из жития - по расстрельным спискам…

Узнать многое об этих репрессированных сегодня мы смогли не иначе как Божиим Промыслом – именно из этих чудом сохранившихся «расстрельных списков». На их основе сотрудники международного общества «Мемориал», получившие доступ к архивам ФСБ и ГАРФа, систематизировали и издали материалы о православном духовенстве, подвергнутом репрессиям в советские годы.

По словам члена общества «Мемориал» И.Осиповой, «…трудно поверить, но еще несколько лет назад родственники тех, кого навсегда увез в неизвестность черный «воронок» НКВД, были лишены даже этого права — знать, где именно был приведен в исполнение приговор пресловутой «тройки». Правда о массовых расстрелах людей, неугодных советской власти, держалась в нашей стране в строжайшем секрете полвека. Лишь в конце 80-х (!) годов и только под нажимом общественности по всей России начались поиски мест захоронений жертв сталинских репрессий. К этой работе в Тульской области подключились следователи областной прокуратуры, сотрудники УФСБ и активисты тульского «Мемориала»».

Сегодня доподлинно известно, что в Тесницких лесах были расстреляны за веру Христову тульские монахини Августа (Защук), Мария (Лактионова) и Агриппина (Лесина). В 2002 году определением Священного Синода Русской Православной церкви они были причислены к сонму новомучеников.

«XX век – эпоха мученичества»

Синодальная Комиссия РПЦ по канонизации святых рассматривала жизнь и служение священнослужителей и монашествующих из Тулы на основе различных документов, в том числе, подробных протоколов допросов.

По словам Святейшего Патриарха Московского и всея Руси Алексия Второго, «ХХ век стал для России эпохой мученичества, когда разрушались духовные основы жизни русского человека…Жизнь этих людей и их твердое стояние за веру помогли Церкви пройти этот тяжелый период, и сегодня они являются для нас примером христианской жизни».

Большинство тульских святых было прославлено накануне крупной знаменательной даты - тысячелетия Крещения Руси. Однако после открытия засекреченных ранее архивных документов всплыли трагические истории жизни и других людей. Поэтому тульские священнослужители, монашествующие и просто члены православных общин, жизнь и смерть которых соответствовала определению мученических, были также канонизированы в 2001 году.

Поиск сведений о подвижника благочестия и мучениках-туляках не прекращается, помимо общественных организаций, этим занимается специальный отдел Тульской епархии в лице проректора Тульской Духовной семинарии протоиерея Игоря Агапова.

Тульские герои веры

О новомучениках тульской земли на сегодня написано немало книг и статей. Краеведческие общества и частные исследователи не оставляют этой темы, в которой, при самом пристальном внимании к ней сегодня, остается немало белых пятен и темных мест.

Святой новомученик протоиерей Петр Павлушков являлся ректором Тульской Духовной семинарии в роковом для страны 1917 г. Когда единственное в городе духовное учебное заведение было закрыто, отец Петр стал преподавателем обычной школы. Школьному учителю с «духовным» прошлым работалось нелегко. В 1921 г. он оставил преподавание и был назначен настоятелем храма в честь Двенадцати апостолов.

В ходе общесоветского рейда по изъятию церковного имущества он был арестован, на дворе стоял 1926 г. Тогда за отца настоятеля заступились прихожане - простые рабочие. Наверное, поэтому батюшку отпустили. Но вскоре, 9 сентября 1937 г., последовал новый арест.

Отцу Петру предъявили обвинения по статье «организация контрреволюционной группировки и пропаганда фашизма». 23 ноября 1937 г. в Тесницком лесу высшая мера в отношении священника была приведена в действие.

Епископ Белевский, викарий Тульской епархии Никита (Прибытков) в пожилом возрасте принял монашеский постриг. На момент ареста в 1937 г. ему исполнилось 78 лет.
Вместе с монашествующим старцем арестовали еще 20 его единомышленников, среди которых были священники, монахи и врач по фамилии Субботин. Всех обвиняемых по этому делу жестоко пытали, после чего расстреляли 3 января 1937 года на полигоне в Тесницком лесу.

Онисим, епископ Тульский, возглавил Тульскую епархию в страшном для истории гонений 1933 г. Владыка служил в Ильинской церкви, бывшей тогда кафедральным собором города. 18 декабря 1935 г. его Высокопреосвященство был арестован вместе с еще 26-ю сподвижниками, в 1937-38 гг. всех их расстреляли.

Жития Тульских новомучеников – это свидетельства Русской Православной Церкви о стойкости в вере в самое страшное время испытаний и своего рода учебники истории, из которых уже не вырвать ни одной страницы и ни буквы не переписать.

Нам эти жития дороги еще и тем, что близки к нам по времени, ведь это приближает нас самих к пониманию того, что есть святость. Возможно, наши тульские бабушки и дедушки не раз случайно встречались с этими святыми людьми в существующей до сих пор Старой Тульской аптеке, стояли в одной очереди в знаменитом булочном магазине Филипповском, вместе молились в Свято-Ильинской церкви или в храме во имя Святых Двенадцати Апостолов, садились в один трамвай…

Святость возможна, достижима, а святые где-то рядом, возможно, в одном шаге от нас. И это особенно воодушевляет!

Валентина Киденко.

В статье использованы материалы Международного общества «Мемориал».

Священный Синод утвердил молитвенные прошения о сохранении единства Православия
Председатель Отдела внешних церковных связей Московского Патриархата митрополит Волоколамский Иларион сделал заявление для СМИ
Обращение Патриарха Московского и всея Руси Кирилла по случаю Дня трезвости





ВИДЕОсюжеты

Статьи и публикации

Календарь новостей

Синодальный Информационный Отдел