В красной гостиной Тульской духовной семинарии состоялась встреча Наталии Валуевой, директора Епархиального культурно-просветительского центра «Фавор», и Альбины Стручковой, методиста и педагога-организатора Муниципального бюджетного учреждения дополнительного образования «Центр психолого-педагогического и социального сопровождения» отделения творческого развития и досуга «На Староникитской». Темой для общения и мастер-класса явились предстоящее празднование Масленицы и филимоновская игрушка.

«В течение нескольких лет обучающиеся Центра психолого-педагогического и социального сопровождения, участники различных творческих объединений, принимают участие в тульском городском празднике «Широкая масленица», одним из организаторов которого является Управление образования города Тулы, – рассказала Альбина Николаевна Стручкова, методист и педагог–организатор. – Педагоги центра вместе с воспитанниками из разных творческих объединений заранее готовят программу, насыщенную музыкальными и танцевальными номерами, интерактивными играми. Разумеется, большое внимание уделяется костюмам для участников этого веселого действа, каждый год мы стараемся привнести что-то новое в их оформление. В этом году после некоторых совместных поисков было решено сшить костюмы для аниматоров не просто в русском народном стиле, а в стиле филимоновской игрушки. Зная, с какой любовью туляки относятся к филимоновской игрушке, и, чтобы избежать досадных неточностей, мы решили обратиться за помощью к Наталии Геннадьевне Валуевой, с которой хорошо знакомы как с профессиональным художником, с просьбой помочь нам разработать дизайн женского и мужского костюмов в подлинном филимоновском стиле».

В свою очередь Наталия Валуева, директор Епархиального культурно-просветительского центра «Фавор», отметила, что откликнулась на просьбу с радостью, а также выразила надежду, что первая встреча в стенах семинарии положит начало сотрудничеству двух центров.

Как и следовало ожидать, Наталия Геннадьевна – художник-живописец и художник народных художественных промыслов по образованию – подошла к поставленной задаче со всей ответственностью и прежде всего вкратце затронула историю одного из старейших промыслов русской глиняной пластики, зародившегося в 14 веке в деревне Филимоново Одоевского уезда.

Обратившись к красочным изданиям из собрания Церковно-археологического музея семинарии, посвященным русскому национальному костюму и непосредственно филимоновской игрушке, Наталия Геннадьевна сосредоточилась на фигурках людей. Она обратила внимание на некоторые особенности, отличающие их от тульской городской игрушки – еще одного нашего известного промысла – казалось бы, близкой и родственной, но все же иной.

«Фигурки тульских игрушек вытянуты вверх, с длинными шеями, тщательно вылепленными головками, их костюмы – мужские и женские – имеют множество деталей, украшены оборками, рюшами. Филимоновские же барыни и кавалеры монолитные, их фигуры немного грубоватые, скупые на детали, и даже чем-то напоминающие детскую лепку, – подметила Наталия Геннадьевна. – Объясняется это разными способами лепки. Если тульская городская игрушка лепится из отдельных элементов, которые потом соединяются в одно целое, то техника лепки филимоновской игрушки монолитная. Иными словами, игрушка формуется из одного куска глины, мастер постепенно из него словно вытягивает фигурку. Именно поэтому у филимоновских барынек и ухажеров непропорциональная фигура, но при этом – тонкая талия, а также длинная шея, завершающаяся конусообразной головой. Несмотря на то, что фигурки выглядят немного грубоватыми, несовершенными, словно их лепили дети, в них есть свое непередаваемое очарование».

Насколько это непросто – вылепить филимоновскую барышню, начиная от юбки-колокола и завершая головным убором – стало понятно во время небольшого мастер-класса, который провела Наталья Геннадьевна. Разумеется, для лепки использовалась не традиционная одоевская глина-«синика», известная своей пластичностью, а материал, который сегодня можно приобрести в любом магазине для начинающих художников.

Однако, эта попытка, по словам Альбины Николаевны, помогла ей найти ответы на некоторые вопросы, касающиеся внешнего облика филимоновской игрушки, и отчасти проникнуться ее самобытным характером.

Разумеется, в ходе обсуждения будущих костюмов были затронуты особенности филимоновской росписи – необычной, смелой и радующей глаз. Как известно, в росписи используются только три цвета: желтый, зеленый и красный или как одна из разновидностей – малиновый.

Заранее подготовленные эскизы узоров и орнаментов, которые со временем утратили свое первоначальное значение и в настоящее время выполняют только декоративную роль, помогли выбрать подходящее дизайнерское решение. Ведь изначально было важно, чтобы костюмы барыни и ее кавалера не только были красочными, пронизанными веселым настроением Масленицы, но и выдержаны в едином стиле, перекликались между собой. Потому-то большое внимание было уделено некоторым деталям образа, и особенно – головным уборам, форма которых бывает весьма затейлива и не всегда хорошо различима. И, конечно же, следуя филимоновской традиции, образ барыньки было решено дополнить курочкой и петушком на палочке, чтобы использовать их в активных играх с гостями праздника.

В завершение встречи Альбина Николаевна тепло поблагодарила Наталию Геннадьевну за оказанную помощь: «Надеюсь, что наш мастер по костюмам сумеет воплотить в жизнь все задумки, — добавила она, — и костюмы наших ребят привнесут в праздник ту самую нотку жизнерадостности, за которую так любят филимоновскую игрушку. Пользуясь случаем, хочу пригласить туляков и гостей нашего города 1 марта на Казанскую набережную, где и состоится праздник «Широкая Масленица»».

Марина Полянская, фото автора и сотрудников музея Филимоновской игрушки