Согласно давней традиции Епархиального отдела по благотворительности и социальному служению в дни школьных каникул воспитанники детских социальных учреждений совершают малые паломничества, знакомятся с Тульскими храмами и историей православия.

В последний день июля мальчишки и девчонки, проживающие в стационарном отделении для несовершеннолетних Государственного учреждения Тульской области «Социально-реабилитационный центр для несовершеннолетних №1» (ул. Р. Зорге, 36), вместе со своими педагогами-наставниками побывали в Свято-Владимирском храме при ПО «Туламашзавод» и пообщались с его настоятелем протоиереем Александром Нагайцевым.

Место встречи было выбрано, конечно же, неслучайно, ведь 28 июля вся полнота Русской Православной Церкви отмечала день памяти святого равноапостольного великого князя Владимира, получившего во Святом Крещении имя Василия.

Неторопливая беседа началась с вопроса, посвященного личности великого князя, человека, принесшего православие на русские земли. Недаром день его памяти именуется еще и днем Крещения Руси!

В своем ответе отец Александр подчеркнул, что, рассматривая историю и жизнь равноапостольного князя Владимира, являвшегося выдающимся государственным деятелем, следует отметить, что именно при нём начинается мощная волна движения к христианизации древнерусского государства. Пусть у его истоков стояли другие люди, но именно князь Владимир принял направление к православию и воспринял его не просто как религию, а как что-то особенное, родное.

Князь Владимир продолжил этот путь, т.к. открыла его великая равноапостольная княгиня Ольга. Хотя есть сведения, что даже ещё несколько раньше христианство начало проникать на русскую землю. Но эти две основные фигуры, чему есть много исторических свидетельств, активно содействовали распространению православия. А уже потом, вслед за ними пришло большое количество продолжателей великого дела.

В первую очередь, именно за это князь Владимир и был причислен к лику святых. И во святых почивая, Владимир считается покровителем нашего Российского государства.

Следующий вопрос юных гостей был связан со святынями храма. Особенно заинтересовал подростков необычный мощевик в форме ладьи с частицей мощей адмирала флота Российского Фёдора Ушакова — одного из наших известных полководцев, который, как гласит история, «в своей жизни ни одного поражения не ведал». В конце земного бытия он воспринял несколько иной подвиг. Оставив военную службу, Ушаков занялся чисто христианскими делами, прежде всего, благотворительностью. Из его рода не только он один причислен к лику святых. В истории христианства есть много таких примеров, когда целые семьи или несколько поколений были канонизированы. Например, Василий Великий: его мама — святая, его сестра — святая. Это были совершенно особые люди — не от суетного мира сего.

Отец Александр обратил внимание юных гостей и на икону преподобного Илии Муромца, являвшегося не былинным героем, как считают многие, а реальным историческим лицом: «Был Илья отважным и сильным воином, а потом принял решение окончить свои дни иноком и достиг праведной жизнью неземных высот. Преподобного Илию почитают как покровителя пограничной службы, потому что, согласно его жизнеописанию, он возглавлял пограничную стражу на рубежах наших княжеств. А монах — это тоже воин, воин Христов, воин за веру. И у него это совместилось».

«Мощи этих двух святых присутствуют в нашем храме вполне уместно» — продолжил свой рассказ отец Александр, — «т.к. машиностроительный завод выпускает вооружение как для морских сил, так и для сухопутных войск, защищающих границы нашего государства.

Одной из центральных тем беседы стали животрепещущие вопросы, связанные с духовным поиском и борьбой со своими страстями, волнующие каждого христианина.

«Наше вероисповедание является Христоцентричным. Это означает, что в центре нашей веры находится Христос — одно из Лиц, одна из Ипостасей Триединого Бога. Христос реально был воплощением Сына Божьего, принявшего человеческий облик, человеческую плоть.

Я не буду сейчас пересказывать вам историю Евангелия, потому что это — личностное чтение, личностное восприятие того, что происходило. Когда вы будете читать Евангелие, у вас возникнут свои мысли и ощущения. И это будет правильно, потому что Бог каждому из нас дает возможность воспринимать в данный момент именно то, что человек может принять.

Дерзайте, творите! Знакомьтесь с хотя бы элементарным толкованием Священного Писания. Есть много книг и авторов, которые специально для детей различного возраста излагают основы. Пусть это будет ваше первое чтение.

Праведный Иоанн Кронштадтский, один из величайших святых и, можно сказать, почти наш современник, в одном из дневников сделал интересную запись: «Сегодня ночью я читал Евангелие. Перечитав свои заметки тридцатилетней давности о прочитанном, я был поражен».

Чем же он был поражен? Тридцать лет назад тот же Евангельский отрывок он понимал совсем иначе, чем в настоящий момент. Вот это и есть то самое движение, духовный рост человека, когда Бог открывает человеку то, что он способен воспринимать.

Восприятие у ребенка одно. Оно может быть даже более чистое, потому что дитя еще менее испорчено. Когда человек идет по пути духовного роста, он приходит к пониманию более глубоких истин, которые содержатся в Священном Писании. За внешней простотой всегда находится безмерная глубина и поэтому к этому нужно относиться только так. Что такое простота? Простота — это святость, а святой человек видит мир совершенно по-другому, воспринимает все абсолютно иначе, потому что он находится как бы на грани земного и небесного бытия, а, когда уходит из этого мира, то переходит окончательно в мир небесный…

Церковь дает возможность каждому человеку достичь святости — полного единения с Богом, жизни в Боге и с Богом. Книга воспоминаний святого Иоанна Кронштадтского так и называется: «Моя жизнь во Христе». Возможно, вам сейчас понять всё это еще сложно. Вам еще предстоит этот путь к вере — не столько знания, сколько особого ощущения, чутья, как говорят в народе. Есть вера рациональная, а есть вера сердечная. Вот русский православный народ всегда отличался такой сердечной верой. Наверное, вы слышали, как говорят: «Сердце болит, сердце ноет». Именно сердце считалось основным органом внутренних чувств, индикатором внутреннего состояния.

Рациональная вера зиждется на знаниях. Это не означает, что русскому человеку знания не нужны. Но знания должны служить каким-то целям. Человек должен рассуждать: какие знания, для чего он приобретает? Если знания идут ему во Спасение и служат тому, чтобы сам человек и окружающий его мир становились лучше, такие знания полезны. Неполезные знания нужно учиться отметать как некую сорную траву, или отсохшую виноградную ветвь, которую отсекают и, по Слову Евангельскому, бросают в огонь. (Ин. 15:6)

Мы молим Бога, просим Его, чтобы Он указал нам вектор нашего движения, помогал нам понять Его волю. Куда нам двигаться дальше, к каким знаниям следует стремиться, чтобы впоследствии не оказалось так, что мы занимаем не свое место, а предназначенное кому-то другому. Умение — подчинить свою волю воле Божией — всегда приводит к правильным и важным результатам. Как только человек начинает утверждать: «Я хочу! Я могу!», — значит, в нем говорит эгоизм, произрастающий от силы, всегда противоборствующей Богу.

Поэтому старайтесь размышлять: «А будет ли мне полезно то, о чем я прошу? Необходимо ли мне это именно сейчас?» Избегайте поспешных решений и действий. Не полагайтесь на эмоции. Это самый дурной советник. Всё в душе должно успокоиться, и тогда человек может трезво оценить сложившуюся ситуацию, обратиться к Богу и принять решение.

Вокруг нас очень много соблазнов. Но всегда следует слушать свою совесть. Она дается каждому из нас как важный эталон, измеряющий дела, поступки, мысли человека. Значимые для ребенка взрослые должны взывать к его совести, воспитывать его. Для этого ребенок должен понимать, что такое «Хорошо!», а что есть «Плохо!». На самом деле всё очень просто. «Разве хорошо воровать?» — «Нет! Плохо!».

Воровать — плохо, драться — плохо и т.д. Даже отстаивая правду, нужно апеллировать не к кулакам, а к словам. Если ты не обладаешь силой убеждения, значит, ты плохой спорщик в данном вопросе. Значит, уходи. Должно пройти время, пока ты не созреешь для нормальной полемики, до момента, когда ты сможешь убедить человека своими словами, не нанося ему обиды и оскорбления. Может даже случиться так, что этот человек, казавшийся твоим врагом, впоследствии станет твоим самым лучшим другом.

Во всяком человеке старайтесь находить что-то хорошее! Проявляйте благородство! Даже если нашлась хоть одна, самая маленькая положительная черта, обратите на это внимание: «У тебя столько разных достоинств!». И не погибнет человек. Возможно, именно с этого начнется процесс его возрождения. Но этот процесс — долгий, трудный путь, связанный с какими-то борениями и испытаниями.

Испытания посылаются человеку неслучайно, а для проверки, насколько тот способен их преодолевать. Испытания, возникающие сложные ситуации нельзя воспринимать как наказание. Нужно всегда помнить о том, что Бог никого не наказывает. Он испытывает человека подчас. Да, испытание может показаться кому-то жёстким. Но если ты воспринимаешь это как некое вразумление для себя самого, то формируется совсем иное отношение к ситуации. И тогда даже самые тяжелые испытания можно перенести стойко. Нужно мобилизовать себя, попросить благословения, попытаться сделать то, что в наших силах. Всякая попытка — это движение вперед. Но если человек стоит на месте, сетует, что всё так плохо, но сам ничего не делает — это движение назад.

Начинать всегда нужно с себя. Хочешь, чтобы в городе было чисто? — Нагнись, подбери чужой мусор, брось его в урну. И сам не бросай ничего на землю. Вот тогда и будет сделано движение по направлению к тому, чтобы вокруг стало чище.

Никогда не нужно отчаиваться. Мы же верующие в Бога люди! Мы всегда должны быть оптимистами!».

Затаив дыхание, дети и взрослые внимали пастырскому слову. На прощание отец Александр пожелал подросткам продолжать искать ответы на свои вопросы. В наше время легко найти духовную литературу как в сети, так и на «гуттенберговских носителях». А главное, для каждого из нас открыты двери храма. Так поспешим в Дом Божий, «пока еще звонят», доверяя Создателю, никогда не оставляющему Своей милостью ни одного человека и промыслительным образом утешающего каждого Своей благостью.

Информационная служба отдела по благотворительности и социальному служению