В стенах Тульской духовной семинарии состоялся мастер-класс мастерицы народных кукол Татьяны Кулаковой, преподавателя тульского Центра образования № 37, для участниц Клуба любителей искусств, действующем при Епархиальном культурно-просветительском центре «Фавор».

«Наше знакомство  с мастерицей Татьяной Кулаковой состоялось минувшей осенью, когда в семинарии  была представлена ее выставка кукол в традиционных русских костюмах «В каждом посаде в своем наряде», — рассказывает Наталья Павловна Фундаева, методист-экскурсовод Церковно-археологического кабинета Тульской духовной семинарии.- Всех нас, конечно, впечатлили куклы и их красочные наряды. Они не просто выполнены мастерски, с соблюдением особенностей, они сделаны с большой любовью и уважением к родным традициям. Но еще больше нам понравилась экскурсия, которую провела Татьяна Владимировна. Настолько захватывающе она рассказывала о каждой работе, о символике традиционного костюма,  его философии, связанной с бытом и обычаями наших предков. И когда мы узнали, что Татьяна Владимировна проводит мастер-классы, то были рады пригласить ее к нам».

Прежде чем приступить к творческому процессу Татьяна Кулакова вкратце затронула историю самодельной тряпичной куклы, рассказала об основных ее разновидностях и особенностях.

Повествование мастерицы замечательно дополнили авторские работы. И каждая из них достойна отдельного внимания как образец прикладного искусства и как тема для содержательного  разговора. В прежние времена в каждой крестьянской семье имелось по нескольку десятков кукол, и всякая  имела свое назначение и место: она могла быть поучением, знаком внимания, утешением, откликом души на красоту Божьего мира и способом его познания. Даже в процессе игры с куклами, сделанными материнскими руками,  детвора не развлекалась, а научалась самому необходимому в жизни. Например, девочки, используя специальную мерную куколку, учились варить кашу, а ребята – знакомились  с конной упряжью.

«Нам предстоит изготовить не просто русскую народную куклу, а куклу родом из Тульской губернии. Зовут ее тульская Барыня или Большуха, сведения о ней собрала известная мастерица — кукольница Ирина Владимировна Агеева, — перешла непосредственно к делу Татьяна Владимировна.- Большуха – это олицетворение главной женщины дома, которая подчинялась мужу  и главе семейства — Большаку. При ней была вся женская половина рода: дочери, снохи, внучки, она отвечала за все женскую работу по хозяйству. Таких кукол невестки дарили свекрови сразу после свадьбы. Таким образом, они показывали свое уважение к ней,  почтение, а также  — полное подчинение правилам и порядку, заведенным  в этом доме.

Образ Барыни очень интересный. Думаю, что он близок каждой русской женщине, несмотря на то, что сейчас в наших семьях царит демократия, а порой и матриархат. Поза у нее говорящая: чувствуется стать, характер, но, прежде всего, — хозяйственность. У такой женщины все под контролем, она управляется со всеми делами, в доме царит мир да лад, все накормлены, напоены.

Перед нами Барыня в праздничном наряде, потому в кукле одновременно сочетаются строгость и жизнерадостность. Непременный атрибут тульского женского костюма  – объемный, большой передник, в нашем случае  нарядный. Соответствует ему и праздничная юбка из яркой, клетчатой ткани. Под ней, как и положено, еще одна, чтобы придать женской фигуре основательности. Как мы знаем,  красивыми на Руси  считались женщины дородные. Другие обязательные элементы  наряда – повойник под платком и пояс, без которого на люди женщины даже и не показывались.

Характерные детали образа – платок, завязанный по-тульски, то есть назад, и ручки, сплетенные в виде косички из одного лоскута материи».

Получив заранее приготовленные комплекты материалов,  женщины  с воодушевлением принялись за работу под руководством мастера.

Как оказалось, чтобы создать красавицу Барыню из разноцветных лоскутов не обязательно уметь шить. Однако понадобилось немалое терпение, сноровка и крепкие руки, чтобы смастерить  мелкие детали, аккуратно и хорошенько примотать их нитками к основанию – столбику (правда, не деревянному, как в прежние времена, а картонному). Потому-то и называется кукла  по принципу конструкции столбушкой, а по способу изготовления – мотанкой.

Постепенно, из минимума художественных средств,  но при максимальном усердии и вдохновении, начал вырисовываться образ Барыни  — узнаваемый и в то же время у каждой участницы свой. Среди выстроенных в рядок колоритных  красавиц не нашлось и двух одинаковых, каждая получилась со своих характером. Вот она —  удивительная загадка творчества!

«Замечательная  мысль — вместе сотворить такую красоту, — делится Ольга Ивановна Николаева, участница Клуба любителей искусств.-  Кукла –  всегда радость, воспоминания о детстве, когда  все чувствуют себя художниками. А потому огромное спасибо за такое удовольствие!  А для своей Барыни отведу дома самое почетное место, какое она и заслуживает как заботливая мать и трудолюбивая хозяюшка!».

Лилиана Дзюба, несмотря на  юный возраст, не в первый раз принимает участие в творческих мастер-классах: «До этого я делала просто тряпичных кукол, а сегодня узнала, как изготовить столбушку, — говорит девочка. – Мне очень понравилось, что Татьяна Владимировна столько интересного рассказала про кукол. В старину в них не только дети играли, у взрослых тоже  были свои куклы.  Еще мне запомнились куклы, которые нам показали, особенно  Пасхальная голубка и Неразлучники – муж и жена».

«Как и говорила, Татьяна Владимировна, работа над куклой – отличный способ  отвлечься от забот, поднять себе настроение, — присоединяется к разговору Людмила Анатольевна Осетрова, бабушка Лилианы.-  У меня даже азарт творческий проснулся, стало любопытно, какая же будет игрушка! Да и как душе не радоваться, когда практически из ничего получилась настоящая Барыня – статная, солидная, ладная. У такой любое дело в руках спорится, а в доме и в семье у нее благополучие и порядок!».

Подводя итог мастер-класса, сама  Татьяна Владимировна отметила: «Подобные встречи, прежде всего, показывают, что каждая женщина в душе творец, и ей под силу из простейших и доступных материалов создать игрушку для ребенка, привлечь его к творческому процессу, побыть с ним вместе, что сегодня очень важно. Творчество  всегда обогащает человека, наполняет его жизнь новыми красками, а в нашем случае еще и знаниями об обычаях своих предков, о родной культуре, — убеждена мастерица.- А сотворчество, как это было у нас сегодня, когда один другому помогает, подсказывает, оно не только обогащает вдвойне,  а придает сил, дает ощущение причастности к большой и дружной семье».

Прощаясь с Татьяной Владимировной, участницы встречи взяли с нее общение провести новый мастер-класс.

Марина Полянская
Фото автора