В стенах Тульской духовной семинарии состоялось совещание по обсуждению документа «Дорожная карта первоочередных мер (комплексных предложений) по формированию и развитию благоприятных условий  для духовного просвещения детей в приходских общинах Русской Православной Церкви». Концептуальные идеи документа опираются на святоотеческую традицию, положения православной антропологии, учитывают опыт педагогической и психологической науки и современного приходского попечения о детях.

В совещании приняли участие сотрудники епархиального отдела по религиозному образованию и катехизации, помощники благочинных и настоятелей по религиозному воспитанию, директора и преподаватели воскресных школ, студенты Тульской духовной семинарии.

С приветственным словом к участникам совещания обратился митрополит Тульский и Ефремовский Алексий, ректор Тульской духовной семинарии:

«Встреча дает замечательную возможность познакомиться с новыми предложениями в сфере духовного просвещения и религиозного образования,  чтобы здесь, на Тульской земле мы чувствовали себя в единстве со всей полнотой нашей Матери-Церкви».

Руководитель информационной службы Синодального отдела религиозного образования и катехизации Русской Православной Церкви, координатор рабочей группы по выработке подходов  к формированию учебных пособий для воскресных школ иеромонах Геннадий (Войтишко) познакомил участников совещания с содержанием документа, выявляющего ключевые проблемы работы воскресных школ на приходах и определяющего первоочередные меры, которые нужно принять в текущих условиях для улучшения ситуации:

«После десятилетий атеистических гонений главной формой работы с детьми в Церкви стала воскресная школа, созданная по образцу дореволюционных церковно-приходских и воскресных школ. На тот момент иные модели развития были недоступны, так как церковная педагогика только делала первые шаги. Недавно проведённый Синодальным отделом религиозного образования мониторинг показал, что в новой исторической реальности подход к деятельности воскресных школ нуждается в корректировке».

Первое, что тревожит в нынешней ситуации, – это отток из воскресных школ подростков, начиная с 11-12 – летнего возраста. Прекращая посещать школу, дети, как правило, перестают посещать и храм. Количество воспитанников в воскресных школах несоизмеримо мало в сравнении с количеством детей того же возраста, проживающих в том же регионе. Одна из причин этого заключается в том, что деятельность большинства воскресных школ сводится только к обучению вероучению. Между тем, с точки зрения святоотеческой мысли, вероучение – это не просто сумма передаваемых знаний, но полнота благодатной жизни во Христе. Главной целью всей заботы Церкви о детях является их спасение – духовное просвещение детей Светом Христовой Истины. И условия для этого должны быть созданы непосредственно в приходской общине.

Как подчеркнул иеромонах Геннадий, «для духовного просвещения детей в приходской общине необходимо создать благорасположенную к детям среду, открывающую возможность для евангельского благовестия детям; мотивации ребенка к искреннему принятию Христа как Пути, Истины и Жизни; реализации всей полноты общения и совместной деятельности детей и взрослых. Эта среда должна быть открытой и привлекательной для внешнего мира, в ней происходит передача детям опыта веры Церкви,  опыта жизни в соответствии с Евангелием Господа Нашего Иисуса Христа».

В деле духовного просвещения очень важную роль играет единство Церкви и семьи, которое достижимо лишь там, где люди имеют одну веру, одно мировоззрение, единый дух и единый взгляд на воспитание детей.

Иеромонах Геннадий обратил внимание слушателей на разделы документа, посвящённые наставлению детей в вере, межличностному взаимодействию и иерархии отношений; инфраструктуре прихода; благоприятному эмоциональному фону  общения с детьми; подготовке приходских педагогов.

В завершение докладчик ответил на вопросы участников совещания и дал ряд конкретных методических рекомендаций по организации работы с детьми на приходах.

Марина Горчакова, фото монаха Илариона (Колобова)