Студенты Тульской Духовной семинарии приняли участие в конференции, состоявшейся в рамках IX Областных Рождественских образовательных чтений «Князь Владимир. Цивилизационный выбор Руси».

Предваряя заседание, директор культурно-епархиального центра «Фавор» Марина Михалева представила вновь открывшуюся в стенах ТДС выставку «Благовестнические путешествия апостола Андрея», подготовленную совместно с иереем Владимиром Федаком: «В качестве основного текстового материала для экспозиции мы использовали дипломную работу отца Владимира, посвященную апостолу Христову Андрею Первозванному. Также на выставке представлены иконописные изображения святого, богослужебные книги и издания, которые упоминаются в работе иерея Владимира Федака «История Русской Церкви Евгения Голубинского, Очерки по истории Древней Руси архимандрита Никона (Лысенко), Летопись по Ипатскому списку».

Экспозиция, сложившаяся из исследования, еще раз напоминает нам о том, что общими трудами душеполезно создавать то, что послужит проповеди слова Божьего».

Иерей Владимир Федак рассказал о жизненном пути Андрея Первозванного и его миссионерской деятельности: «Апостол Андрей Первозванный являлся первым миссионером на протославянских территориях и был провозглашен святым покровителем России, поскольку считалось, что он первый проповедовал здесь святое Евангелие.

В «Повести временных лет» содержится повествование о том, как апостол Андрей Первозванный проповедовал в Синопе и пришел в Корсунь. От жителей города он узнал, что недалеко от Корсуня находится устье Днепра, и отправился в Рим по Днепру через будущую территорию могучей Руси.

Апостол Андрей вместе со своими учениками пристал к гористому берегу, а наутро обратился к своим ученикам: «Видите ли горы сия? – яко на сих горах воссияет благодать Божия; имать град велик быти и церкви многи Бог воздвигнуть имать». Взойдя на горы, где впоследствии вырос великий город Киев, святой апостол Христов благословил это место, воздвиг Крест Спасителев, и, помолившись Богу, отправился вверх по Днепру.

В комментариях к «Повести временных лет» известный исследователь древнерусской литературы академик Дмитрий Лихачев пишет о посещении Руси святым апостолом Андреем. Исследователь Лихачев не считает данное событие историческим фактом, но и не отрицает его: «Рассказ о посещении Русской земли апостолом Андреем, хотя и не соответствует действительности, не может, однако, считаться выдумкой русского летописца». Лихачев отмечает, что в Византии в XI веке было распространено убеждение о посещении Руси святым апостолом Андреем, а на самой Руси было особенное почитание святого. Лихачев отмечает, что данное сказание было записано в одной из первых редакций  «Повести временных лет», но отсутствует в Начальном своде.

Сказание о посещении апостолом Андреем русской земли мы находим в Лаврентьевском и Ипатьевском списках летописи. Существует также древняя Иоакимовская летопись о крещении новгородцев, где и упоминается о крещении киевлян и о самом Киеве, «иде же первее святый апостол Андрей веру Христову проповеда».

Кроме Начальной летописи, сказание о посещении апостолом Андреем Киевских гор содержится и в других источниках. На Руси большим авторитетом пользовалось житие святого апостола Андрея, составленное Епифанием Монахом, который вместе со спутником Иаковом прошел по предполагаемому пути апостола Андрея.

Священник Добронравин пишет, что святой апостол Андрей положил начало Русской Церкви еще до эпохи Русского государства: «Святой апостол Андрей с проповедью путешествовал в южных пределах нашего Отечества, а именно в нынешнем Новороссийском крае или древней Скифии, в нынешнем Кавказском крае или древней Сарматии, в Закавказье (Иверии). Колхиде, Абхазии и доходил даже до Киевских гор, Новгорода и Балтийского моря».

Посещение святым апостолом Новгородской земли засвидетельствовано в источнике более позднего времени — «Степенной книге» под руководством святителя Макария Московского во времена жизни царя Ивана Грозного.

Великий русский ученый XVIII века Михаил Ломоносов занимался изучением истории Отечества и придерживается версии троекратного Крещения Руси. Он считал, что первое крещение было от святого апостола Андрея Первозванного, который «проходя Днепром и Волховом сквозь славянские пределы, проповедовал Евангелие Христово и, поставив крест на горах Киевских, предсказывал на них благодати Божия возсияние, великого града и веры основание и сооружение церквей множества». Второе крещение Руси, по мнению историка, произошло при князьях Аскольде и Дире, а третье – при святой княгине Ольге».

Студент 3 курса ТДС Алексей Маничев выступил с докладом на тему «Князь Владимир. Цивилизационный выбор Руси»: «Цивилизационное значение Крещения Руси огромно. Известный филолог Топоров, оценивая значение принятия христианства для Русской цивилизации, пишет: «Эти два события (принятие христианства Русью и Литвой), сыгравшие исключительную роль в истории этих стран и предопределившие на многие столетия их место в истории, должны расцениваться и как события вселенского характера. Принятие христианства на Руси не только приобщило к уже христианскому миру наиболее обширную и самую отдаленную часть единого пространства – Восточную Европу, но и тем самым в исторически ближайшем будущем открыло новый огромный мир, который должен был христианизироваться с помощью русских христиан. И каковы бы ни были последующие судьбы христианства в Восточной Европе, его наследие стало неотъемлемой составной частью духовной культуры».

Принятие христианства содействовало развитию зодчества и живописи в средневековых ее формах, проникновению византийской культуры как наследницы античной традиции. Особенно важным было распространение кириллической письменности и книжной традиции: именно после Крещения Руси возникли первые памятники древнерусской письменной культуры. И конечно, принятие христианства как государственной религии неизбежно влекло ликвидацию языческих культов, пользовавшихся до того великокняжеским патронатом».

Завершилась конференция выступлением студента 3 курса ТДС Сергея Макшанова, который отметил, что православный человек призван любить свое Отечество: «Христианский патриотизм одновременно проявляется по отношению к нации как этнической общности и как общности граждан государства. Православный христианин призван любить свое Отечество, имеющее территориальное измерение, и своих братьев по крови, живущих по всему миру. Такая любовь является одним из способов исполнения заповеди Божией о любви к ближнему, что включает любовь к своей семье, соплеменникам, согражданам.

Патриотизм православного христианина должен быть действенным. Он проявляется в защите Отечества от неприятеля, труде на благо Отчизны, заботе об устройстве народной жизни, в том числе, путем участия в делах государственного управления. Истинный христианин призван сохранять и развивать национальную культуру и народное самосознание.

Как писал праведный Иоанн Кронштадский:  «Люби Отечество земное, ибо оно тебя воспитало, отличило, почтило, всем довольствует; но особенно люби Отечество небесное – то Отечество несравненно дороже этого, потому что оно свято, праведно, нетленно. Это Отечество заслужено тебе бесценной кровью Сына Божия. Но чтобы быть членом того Отечества, уважай и люби его законы, как ты обязан уважать и уважаешь законы Отечества земного»».

Олеся Феофилова, фото автора