Студенты Тульской духовной семинарии побывали в доме — музее русского мыслителя XIX века, поэта, основоположника славянофильства Алексея Степановича Хомякова в день 155-летия его кончины. Музей находится в Богучарово – единственной сохранившейся усадьбе древнего дворянского рода Хомяковых.

На фоне золотой осенней листвы  – величественный Сретенский храм с высокой колокольней, прообразом которой послужила Кампанила собора Святого Марка в Венеции. В глубине усадьбы – дом. Всё, казалось бы, как тогда, в позапрошлом веке. Однако в бывшем барском доме располагается жилой фонд, в  исторических комнатах, теперь поделённых перегородками, живут люди. В доме находится почтовое отделение, куда жители посёлка непрерывно идут за посылками и пенсиями. Музею отведено здесь только три зала.

Из личных вещей Хомяковых в музее – лишь немногие документы и фотографий, интерьеры стилизованы мебелью XIX века. В одном из залов сохранились лепные потолки. Вот, пожалуй, и всё. Две комнаты украшают работы художников наших дней – Эммы Шурлаповой и Ивана Путятина.

И всё-таки атмосфера родового гнезда Хомяковых жива – в первую очередь, благодаря  трепетному отношении к нему сотрудников музея, стремящихся поделиться всем, что они знают об удивительном человеке, который жил, радовался и творил здесь, а порой и горячо спорил со своими гостями-оппонентами об исторической миссии России.

Экскурсовод Наталия Алексеевна Тимакова рассказала семинаристам о жизни и историко-философских взглядах Алексея Степановича Хомякова, о его семье, познакомила с генеалогическим древом Хомяковых.

Студентов — первокурсников, ещё не знакомых с биографией Хомякова, удивило, что выдающийся поэт и философ по образованию был математиком и уже в 17 лет сдал в Московском университете экзамен на степень кандидата математических наук. При этом он в совершенстве владел не только современными иностранными, но и древними языками, делал литературные переводы с древнегреческого и латыни. Но ещё удивительнее другое: юный кандидат наук пренебрёг открывавшейся ему блестящей карьерой и поступил на военную службу, где неожиданно увлёкся… поэзией. Первые стихотворения молодого и, несомненно, талантливого автора были опубликованы в альманахе «Полярная звезда».

В 1825 году, не дожидаясь декабрьского мятежа, в подготовке которого участвовали многие из его близких знакомых, Хомяков, не разделявший их взглядов, уехал за границу. Живя в Европе, занимался живописью, изучал немецкую философию, но всегда оставался искренним патриотом, что и побудило его в 1828 году добровольно принять участие в русско-турецкой войне. Отмеченный наградами за храбрость и мужество, по окончании войны он вышел в отставку, чтобы заняться хозяйством в своих имениях и литературным трудом.

К этому времени у Хомякова сложилась стройная система взглядов, которую впоследствии назвали «славянофильством». Эти взгляды Алексей Степанович изложил в произведении «Семирамида», которое так и не успел закончить.

Единственной приемлемой для России формой государственного устройства он считал православную монархию, хотя при этом выступал за созыв «Земского собора», с которым связывал надежду на разрешение противоречия между «властью» и «землей», возникшее в России в результате западнических реформ Петра I.

Алексей Степанович прожил недолгую жизнь. Кончина его была поистине христианской. Во время эпидемии холеры он лечил крестьян изобретённым им самим лекарством и заразился, но себе помочь не смог. Скончался он 5 октября (23 сентября по старому стилю) 1860 года в своем родовом селе Спешнево-Ивановском, после чего его прах был перевезен в Москву и погребен на кладбище Свято-Данилова монастыря. В 1931 году прах Хомякова перенесли на Новодевичье кладбище.

Рассказ экскурсовода вызвал большой интерес у студентов, как у первокурсников,, которым ещё только предстоит изучать философское наследие Хомякова, так и у студентов старших курсов, уже познакомившихся с творчеством выдающегося мыслителя на занятиях по русской религиозной философии. Студенты задавали вопросы, связанные с теми или иными моментами биографии Алексея Хомякова, спрашивали, был ли он знаком с Пушкиным и Гоголем. Наталия Алексеевна дополнила свой рассказ множеством интересных деталей.

Помощник проректора по воспитательной работе иерей Константин Ситников поинтересовался отношением Хомякова к крестьянам. Экскурсовод рассказала, что Алексей Степанович, в целом придерживаясь консервативных взглядов, выступал за отмену крепостного права. Своих крестьян он всегда принимал лично, внимательно выслушивал, вникал в их проблемы.

Дружба семинарии с музеем А. С. Хомякова продолжает крепнуть. Не так давно здесь побывал преподаватель ТДС Олег Михайлович Сенин. Он вручил подарки победителям проходившего в музее конкурса чтецов и обратился к ним с напутственным словом.

Разнообразные совместные творческие и культурологические проекты связывают  музей с действующим при семинарии епархиальным культурно-просветительским центром «Фавор».

Марина Горчакова, фото: Сергей Макшанов