Тульская духовная семинария при информационной поддержке Учебного комитета Русской Православной Церкви провела в дистанционном формате Всероссийскую научно-богословскую конференцию «Гуманитарная наука в духовной школе».

Модератором встречи выступило ректор семинарии игумен Евфимий (Моисеев).

По сложившейся традиции мероприятие стало продолжением Актового дня, проходящего ежегодно в день памяти священномученика Петра Павлушкова, ректора Тульской духовной семинарии (1918).

Председатель Учебного комитета Русской Православной Церкви протоиерей Максим Козлов направил приветствие по случаю актового дня Тульской духовной семинарии:

Его Высокопреподобию игумену Евфимию (Моисееву), профессорско-преподавательскому составу, сотрудникам и студентам Тульской духовной семинарии: «Сердечно поздравляю вас с днем памяти священномученика Петра Павлушкова и с актовым днем Тульской духовной семинарии.

Небесный покровитель духовной школы святой Петр Павлушков, в непростой период лихолетья оставался верным Церкви Христовой, святителю Тихону и законному Священноначалию, своим духовным чадам.

Сегодня учебный процесс проходит в необычных условиях. Испытание, посланное нам в этом году, изменило привычный образ жизни. Но вместе с тем оно напомнило нам в очередной раз о важности любви к ближнему, сострадания, заботы о здоровье. Уверен, что учащие и учащиеся Тульской духовной семинарии будут помнить об уроках этого года и станут достойными служителями Церкви Христовой.

Всемилостивый Господь да подаст всем вам крепость душевных и телесных сил».

К поздравлениям председателя Учебного комитета Русской Православной Церкви присоединился митрополит Тульский и Ефремовский Алексий:

«Словом мира и любви о Христе я рад приветствовать всечестного отца-ректора, нашу профессорско-преподавательскую корпорацию, студенческое братство Тульской духовной семинарии и все высокое собрание онлайн-конференции, приуроченной к актовому дню семинарии, который в этом году посвящен пятидесятилетию блаженного преставления от земных трудов к вечному упокоению тринадцатого Патриарха Московского и всея Руси Алексия I.

Жизнь этого выдающегося первоиерарха нашей Церкви является очень ярким, выразительным, живым примером христианского благочестия и евангельского идеала пастырского и архипастырского служения. И как в капле воды отражается полное солнце, так и нашей тульской земле очень посчастливилось, по особому Божиему усмотрению, через замечательный пятилетний период служения в Тульской духовной семинарии молодого тогда архимандрита Алексия (Симанского), увидеть все грани его будущего благословенного первосвятительского служения Святому Православию.

Нам, друг другу приемательно, был передан живой дух исконной, церковной, канонической, вероучительной, литургической и аскетической традиции духовной жизни Святого Православия, принесший благоуханный плод христоподобия в самоотверженном подвиге новомучеников и исповедников Церкви Русской минувшего века, неповрежденно он должен быть наследован через нас и грядущими поколениями.

Желаю всем благодатного, святого и светлого общения с приснопамятным Святейшим Патриархом Алексием, его же молитвами да сподобит нас Господь духовной радости».

С актовой речью, посвященной памяти Святейшего Патриарха Московского и всея Руси Алексия I (Симанского) (1877 – 1970), ректора Тульской духовной семинарии (1906 – 1911), выступил профессор Московской духовной академии Алексей Светозарский.

Алексей Константинович обратился к студентам Тульской духовной семинарии, преподав много практических советов и методических рекомендаций, отметив необходимость углубленного изучения студентами не только исторических фактов, но и архивных документов, а также личной переписки, воспоминаний и дневников как самого Патриарха Алексия I, так и лиц, к нему приближенных.

C точки зрения содержания, речь была посвящена рассмотрению исторического пути становления личности Патриарха, начиная со студенческих лет, а затем в тяжелые годы революции и Великой Отечественной войны. Подробно было рассказано о тех духовных и дружеских связях, которые оказали непосредственное влияние на формирование взглядов будущего Патриарха и его общественную позицию. В живой и увлекательной манере были освещены малоизвестные стороны жизни Патриарха и намечены новые области в изучении современного ему исторического контекста, призванные пролить свет на многогранность внутреннего мира Первосвятителя и того вклада, который он внес в духовно-нравственное развитие своей паствы и укрепление позиций Церкви в советское время.

Затем участникам конференции была представлена видеозапись доклада «Святейший Патриарх Московский и всея Руси Алексий I в богослужебно-проповеднической деятельности», подготовленный еще в 1965 году свидетелем жизни и трудов приснопамятного Предстоятеля Русской Церкви заслуженным профессором Московской духовной академии Константином Скуратом, тогда еще студентом духовной школы:

«В лице Святейшего Патриарха Московского и всея Руси Алексия I счастливо сочетаются лучшие качества человека, человека-архипастыря. Необыкновенная простота скромность доступность и строгость. Необычайное благородство и архипастырская мудрость, глубокая церковность и высокая духовная культура оставляют неизгладимое впечатление у всех, кто имел счастье беседовать с Его Святейшеством, молиться вместе с ним, слушать его наставления. Полнее всего церковный человек раскрывается в богослужении, этом, по словам виднейшего богослова первой половины прошлого века, сердце церковной жизни. К пастырской деятельности богослужение, можно сказать, имеет решающее значение, и нам известно, что в трудные минуты жизни Святой Православной Русской Церкви, когда наблюдалось печальное колебание, производимое раскольниками-обновленцами, архипастырь Алексий принимает самые действенные меры. Он поднимает уровень богослужения, сам постоянно совершает его, отвечая таким образом делом на недостойные выпады отщепенцев. А в дни великих испытаний Отечественной войны, когда Ленинград сомкнуло кольцо фашистской блокады, когда голод, холод и смерть бродили по улицам города-героя, святитель, как истинный архипастырь, не оставил своей паствы. Разделяя все ее трудности, он призывал ее к терпению и молитве. Сам нес великий подвиг, несмотря на постоянные артиллерийские обстрелы, бомбардировку, служил ежедневно Божественную Литургию один, даже без диакона, читал многочисленные записочки о здравии доблестных воинов и об упокоении на поле брани живот свой положивших. И потом, несмотря на преклонные годы, Первосвятитель неизменно предстоял у Святой Трапезы во все великие праздники.

Сколько глубокой веры, проникновенной любви к Богу и пастве, благоговения и истинно церковного благолепия чувствовалось даже неопытному сердцу в словах молитвы Первосвятителя. В патриаршем богослужении не было внешней аффектации религиозных чувств, отсутствовала поза: здесь все было проникнуто высокой церковной простотой, пастырской молитвенностью и исключительно неподдельным благоговением и смирением. Каждое слово церковной молитвы произносилось Его Святейшеством четко, внятно, проникновенно. Будучи сам ревностным и благочестивейшим совершителем богослужения, Святейший Патриарх требовал того же и от подчиненного ему духовенства, как видно из указаний Первоиерарха, касающихся всех важнейших сторон литургической практики. Главное место в ряду средств духовного воздействия на молящихся в храмах занимает пение, поэтому Святейший Патриарх уделял особое внимание правильной его постановке. Пение в храме должно трогать сердце, душу, вызывать слезы умиления, поднимать дух, помогать молиться. Чтение должно быть четким, внятным, проникновенным, тем более что многие читаемые молитвы, как например, стихиры, каноны, являются основными в богослужении. Сам чтец должен быть непременно в стихаре иметь перед собой аналой и на нем соответствующую богослужебную книгу. Если все богослужение дает человеку великую силу благодатной и спасительной помощи, то в святых таинствах сообщается верующим необходимые для их спасения дары благодати. Но для этого, прежде всего, требуется, чтобы всякое таинство совершалось точно по установленному чину. Величайшим таинством, о котором Церковь учит, что оно дается во оставление грехов и жизнь вечную, является Святое Причащение. Его Святейшество со скорбью отмечал, что несмотря на величие этого таинства, оно зачастую совершается торопливо, в тесноте, в давке, сплошь и рядом без чтения правила и молитв перед причащением. Одно из главных причин неправильного отношения к таинству святого причащения является небрежное отношение к исповеди. А последнее вызывается тем, что чин исповеди коренным образом искажается практикой так называемой общей исповеди. Исповедь должна быть частной, производиться накануне причащения, а если в самый день причащения, то до начала обедни. На совести священника лежит и забота об организации порядка во время причащения. Каждый пастырь является не только совершителем храмовых богослужений, таинств, но и исполнителем многих церковных треб. Поэтому Святейший Патриарх напоминал всем пастырям о необходимости истового, благоговейного совершения ими частных треб: молебнов, панихид, отпеваний. Следует обратить внимание и на то, что Его Святейшеством не упущены из виду и самые, казалось бы, на первый взгляд, незначительные недостатки в богослужении: украшение святых икон искусственными цветами, излишеством в освещении храмов электричеством и др. Его Святейшество уделал немало внимания и состоянию церковного облачения, церковной утвари, икон и всему внутреннему и внешнему устройству храмов, чтобы везде и всюду были чистота, порядок, аккуратность, благолепие. Вообще в храме, этом месте не только общей молитвы, но и особого присутствия самого Бога, всё должно быть продумано, все предусмотрено и устроено для создания особого настроения молящихся.

Все должно служить одной цели – возбуждению и поддержанию молитвенного духа, назиданию и укреплению в вере.

Вечная память и царство небесное нашему дорогому Первосвятителю Алексию I. Благодарю за внимание! Храни вас всех Господь»!

По окончании пленарного заседания участникам была предложена видео-экскурсия по мемориальным комнатам Святейшего Патриарха Алексия I в Церковно-археологическом кабинете Московской духовной академии, а также был показан документальный фильм «Поместный собор Русской Православной Церкви 1945 г.».

Далее работа конференции продолжилась в секциях «Богословие и библеистика», «Философия и филология», «Церковно-практические дисциплины» и «История Русской Церкви», организованных соответствующими кафедрами Тульской духовной семинарии.

В конференции приняли участие 36 участников из 11 духовных и 3 высших учебных заведений, в том числе представители Московской и Санкт-Петербургской духовных академий, Православного Свято-Тихоновского гуманитарного университета, Общецерковной аспирантуры и докторантуры, Российского православного университета, Тульской, Сретенской, Иваново-Вознесенской, Пензенской, Перервенской и Кузбасской духовных семинарий, Тульского государственного университета, Московского и Тульского педагогических университетов.