Семинаристы с преподавателем ТДС иереем Василием Шаталовым побывали на очередном занятии лектория «Искусство реставрации» в Тульском музее изобразительных искусств. Занятие провела реставратор музея, выпускница Суздальского художественно-реставрационного училища Кристина Креминская.

Она продолжила начатый на предыдущих занятиях разговор о хранении и консервации икон. Тема оказалась поистине неисчерпаемой, полученные знания станут для выпускников семинарии большим подспорьем в их дальнейшей деятельности.

Встречу со студентами Кристина начала с вопроса на закрепление пройденного:

– Как вы думаете, какие факторы необходимо учитывать для правильного хранения икон?

Семинаристы хорошо усвоили этот материал, они рассказывают, что на сохранность икон влияет малейшее дуновение ветерка, колебание температуры воздуха, влажность и, конечно же, отношение людей. Кристина уточняет, что оптимальная температура воздуха в помещении, где находятся иконы и любые произведения живописи – 17-20 градусов тепла, а влажность не должна превышать 56 процентов.

Но опасаться надо не только колебаний температуры, но и мух, моли, крыс, от которых могут пострадать, рамы, доски, холсты. Иногда и сами владельцы могут оказать разрушительное воздействие на картины или иконы. Кристина вспомнила случай, когда в реставрационную мастерскую училища пожилая женщина принесла икону, которую сама тщательно «отреставрировала», налепив отвалившиеся фрагменты на синий пластилин. Состояние иконы было удручающим, но после многодневных усилий её всё же удалось помочь.

В Европе консервацией и реставрацией живописи занимается множество специалистов, включая химиков и климатологов, учитывается множество всевозможных нюансов. В наших музеях дела обстоят ещё не настолько хорошо, реставраторам во многом приходится полагаться на свою интуицию, стараться установить внутренний контакт с реставрируемой вещью, подстроиться под неё, почувствовать её.

Оказывается, порой случается и так, что подлежащая реставрации картина или икона ведёт себя совершенно неожиданным образом. Например, созданные 200 лет назад иконы из иконостаса тульского Успенского собора, находившиеся в неотапливаемом помещении, за долгие годы «привыкли» к такому состоянию. И очень хорошо себя чувствуют, когда им влажно и холодно. А стоит этим иконам попасть в тепло, как они начинают трещать, а это – грозный симптом.

Кристина привела множество интересных примеров из собственной практики, показала одну из своих работ – икону Спасителя до и после реставрации. Как всегда, семинаристы задавали множество вопросов и получали на них подробнейшие ответы.

Следующее, завершающее занятие лектория запланировано на март. Оно пройдёт на базе семинарского музея.

Марина Горчакова, фото: Сергей Макшанов