В Тульской духовной семинарии открылась выставка иконописной мастерской Владимира Снытина «Прикосновение к образу», организованная епархиальным культурно-просветительским центром «Фавор».

«Работы Владимира Снытина хорошо известны в нашем городе и за его пределами, без них не обходится ни одна выставка тульских художников. А персональная его выставка  открыта впервые, – рассказывает директор центра «Фавор» Марина Михалёва, представляя художника и его коллег, объединённых творческой мастерской «Изографика». – Художник работает в широком диапазоне: иконы, картины, росписи, мозаика, витражи, иллюстрации… Его работы находятся в музеях Москвы, Тулы, Козьмодемьянска, частных коллекциях в России и за рубежом. Иконы, созданные Владимиром Витальевичем, можно увидеть во многих храмах нашего города».

Владимир Снытин, коренной туляк, получил специальность художника – реставратора в Российской академии живописи, ваяния и зодчества Ильи Глазунова.  В 2008 году стал членом Союза художников России.

По его проекту написаны иконы иконостаса Свято-Успенского кафедральном собора Тулы, им расписаны Свято-Никольский храм на Ржавце,  храм в честь иконы Божией Матери «Знамение» села Знаменское Куркинского района Тульской области; написаны иконы для тульского храма святителя Алексия.

Техника иконописания сложна и своеобразна. Последовательность процесса писания иконы выработана вековой практикой древних иконописцев. Она почти всецело применяется и современными мастерами. Выставка дает возможность проследить весь процесс воплощения художником образа, от проекта и первых эскизов. Здесь представлены подготовительные картоны для тех икон, которые уже завершены. Так, в алтаре Свято-Успенского кафедрального собора Тулы обрели своё место иконы  «Святой Архангел Гавриил»; «Богородица на троне»; «Иисус Христос на троне»; «Святой Архангел Михаил»…

Некоторые из икон выглядят не совсем обычно, в них проступает явное портретное сходство с первообразом. Однако, размышляя о каноничности в иконописи, художник говорит, что главный её критерий – узнаваемость образа. И ему полностью соответствуют иконы «Святые царственные страстотерпцы Анастасия, Мария, Алексей»; «Святые царственные страстотерпицы Ольга и Татиана» – живые, трепетные образы, но уже принадлежащие горнему миру.

Со словами глубокой благодарности обратился к Владимиру Снытину священник Тимофей Леонов, настоятель Знаменского храма села Знаменское Куркинского района Тульской области. Сельский храм, стоящий, по словам настоятеля, «в чистом поле», украшают иконы и росписи, которые поистине представляют собой «богословие в красках» и вдохновляют на живую, искреннюю молитву.

Тульский художник, педагог, председатель Тульского отделения дизайнеров России Виктор Сумароков привел на выставку своих учеников. Он дал высочайшую оценку работам Владимира Снытина и мастеров «Изографики».

Коллеги Владимира Витальевича поделились некоторыми секретами своего мастерства, рассказали о том, как легко и радостно идёт работа, когда она вдохновляется молитвой.

В завершение торжественной части открытия выставки Марина Александровна Михалёва поблагодарила художников и дала ценный совет студентам, будущим пастырям: «Возможно, многие из вас станут настоятелями храмов, будут заниматься их восстановлением. Обращайтесь за помощью только к профессиональным мастерам, к тем, кто может дать по-настоящему ценный совет  и выполнить работы  так, как этого требует сама архитектура храма».

Прозвучало много добрых слов и мудрых советов. Но никакие слова не смогут передать того, что выражено с помощью линий и красок, не заменят прикосновения к образу.

Марина Горчакова, фото Сергея Макшанова