22 марта 2017 года. Диспут о сущности подвига

«Понятие подвига в светской и духовной литературе» – так была заявлена тема дискуссии, состоявшейся в стенах Тульской духовной семинарии. В ней приняли участие семинаристы и студенты кафедры социологии ТулГУ, а вместе с ними – священники Владимир Болгарин и Павел Джерики, руководитель епархиального культурно-просветительского центра «Фавор» Марина Александровна Михалёва и кандидат философских наук Татьяна Алексеевна Есина.

Казалось бы, тема вполне традиционная, можно сказать, классическая, всё ясно и предсказуемо: семинаристы приведут примеры из житий святых, социологи – из художественной литературы (преимущественно о войне); священники и преподаватели обобщат сказанное и сделают вывод об актуальности темы подвига в наши дни.

Но всё пошло немного по другому сценарию.

Будущие социологи заговорили о подвиге в самой «негероической» сфере – образовании. Студентка, работающая над ВКР «Конфликты в образовании»,  и её однокурсники убеждены: быть учителем в наше время – настоящий подвиг. Попробуй сеять в душах сегодняшних школьников «разумное, доброе, вечное», когда они ориентированы совсем на другое. К тому же преподаватель для них уже не является несомненным авторитетом и основным источником информации, как это было прежде. Надо строить отношения с учениками по-новому, но как? Без конфликтов при этом трудно обойтись. А тут ещё экономическая составляющая.

– Экономическая основа снижает статус образования и, соответственно, преподавателя. Образование становится услугой, а учителя – обслуживающим персоналом, – констатирует студент ТДС Николай Шевчук.

– Да и новые образовательные стандарты создают порой преподавателю неразрешимые проблемы, например, когда 60-часовую программу требуется уложить в 20 часов, – вступает в разговор иерей Павел Джерики, выпускник семинарии, ныне  – студент-заочник педагогического университета.

Безусловно, труд учительский всегда был нелёгким, а сегодня, действительно, иначе, чем подвигом, его не назовёшь. Но это подвиг обыденный, повседневный. А собирались поговорить о чём-то ярком, героическом.

– Что-то из прочитанных книг, из фильмов, которые вы посмотрели в последнее время, вдохновило вас на мысли о подвиге? – обращается к молодёжи Марина Александровна. – У меня так часто бывало: в детстве, потом в юности прочитаешь какую-то книгу – и хочется подражать её героям, хочется совершить что-то невероятно героическое.

– Ну, уж целину-то поднимать мы точно не поедем, да нас и не приглашают.  Вот разве что на Дальний Восток! – иронизируют участники диспута.

А примеры героизма из книг, которые должны были бы посыпаться градом, так и не звучат. Ну, хотя бы из книг, прочитанных в школе, в раннем детстве.

– Наши студенты очень загружены сейчас, они готовятся к выпускным квалификационным работам, поэтому вынуждены читать много специальной литературы,  научных статей. Им сейчас действительно не до книг, – объясняет Татьяна Алексеевна и сама приводит пример – вспоминает оказавшегося в Соловецком лагере героя книги «Обитель» и её автора Захара Прилепина, отправившегося в охваченный войной Донбасс.

–  В моём сознании подвиг – что-то экстраординарное, – говорит отец Павел. –  Взять, хотя бы, наших параолимпийцев: это и хоккейная команда, и многие другие. Преодоление своих немощей, своего недуга – настоящий героизм. Но понятие подвига постоянно трансформируется. В наше время, если человек хотя бы просто старается придерживаться нравственности, морали – это уже подвиг. Мир движется в направлении человеческой лени. Уже и теперь  всем можно управлять с помощью пульта, не вставая с места, а ещё немного – и будут созданы чипы, которые вообще отменят обучение. Тогда даже если человек просто встанет и куда-то пойдёт – его только за это будут считать героем.

– Подвиг может быть незаметным и проявляться в обычных житейских обстоятельствах, в работе, в учёбе, – говорят семинаристы.

– В связи с этим хочется вспомнить фильм о святейшем Патриархе Кирилле, который мы смотрели со студентами, – говорит Татьяна Алексеевна. – Будущий Патриарх, в ту пору школьник, отказался вступать в пионеры. Противопоставить себя большинству, отстаивая свою позицию – разве это не подвиг?

Пример «незаметного» подвига привела выпускница курсов псаломщиков ТДС, ныне певчая Ильинского храма Лариса Беляева. Герой её рассказа – белорусский первопечатник Георгий Скорина, предшественник Ивана Фёдорова.

А можно ли назвать героическим образ князя Владимира в фильме «Викинг»? Студенты-социологи и семинаристы дружно раскритиковали это кинематографическое произведение и в один голос заявили, что фильм не отразил масштабов личности великого князя и величия его подвига. «Подвигом было досмотреть фильм до конца», – не удержался кто-то из критиков.

О фильме «Битва за Севастополь» вспомнила студентка ТГПУ Лада Савосина:

– Я смотрела и пыталась представить себя в этих обстоятельствах, понять – а я смогла  бы поступить как главная героиня, снайпер Людмила Павличенко?

Наконец-то, первый пример жертвенного подвига! Но почему молчат семинаристы о подвигах первых христиан, о подвижниках последующих веков, о новомучениках и исповедниках XX века? Почему никто не вспомнил о так широко обсуждаемых в прессе недавних случаях: о дагестанском пенсионере, вытащившем мальчишку из колодца; о медсестре, которая ценой своей жизни  спасла зазевавшуюся на железнодорожных путях старушку; о погибших в Сирии наших медиках и лётчиках, о докторе Лизе, наконец?  Эти примеры постоянно мелькают в интернете, в новостных лентах.

– Все мы сейчас пытаемся говорить о подвиге, но ходим вокруг да около, – заговорил долго молчавший семинарист-пятикурскник Алексей Маничев. – Но мы совсем не говорим о Христе – истинном подвигоначальнике. А ведь Он Сам – пример того, как надо жить, как надо совершать свой подвиг. Главное в подвиге – жертвенность. Он принёс за нас самую дорогую жертву – жизнь.

Татьяна Алексеевна отметила, что эта тема знакома студентам-социологам, так как некоторые её аспекты обсуждались на занятиях, как обсуждалось и само понятие подвига, который можно интерпретировать как девиантность –  поведение людей, противоречащее привычным социальным нормам, как в отрицательном, так и в положительном смысле.

Постепенно диспут перешёл в разговор о Церкви и обществе. Студентов-социологов интересовало мнение священников и семинаристов о вмешательстве Церкви в культурную жизнь, об акциях православных активистов, направленных против некоторых выставок и спектаклей. Отец Павел пояснил, что действия так называемых   православных активистов»позиции Церкви в упомянутых случаях не выражают. Другое дело – когда Церковь стремится нести в мир благую весть – говорить людям о Боге и о спасении. На вопрос: «Почему вы уверены, что всем людям это нужно?» – священник Владимир Болгарин коротко ответил: «Потому что мы все умрём».

В завершение встречи её участники поблагодарили друг друга за состоявшийся разговор.

– Нам было интересно посетить ваше учебное заведение, познакомиться с тем, как оно функционирует, – подвела итоги встречи будущий социолог София Чикобава. – Мы посмотрели выставку тульских художников, обратили внимание на картины, посвящённые старости, с которой никто сегодня не хочет мириться. Мы познакомились с семинаристами, увидели, что это люди читающие. Надеемся, что такие встречи будут продолжаться.

Татьяна Алексеевна также поблагодарила семинарию за тесное сотрудничество и тёплый приём.

Марина Горчакова

Фото Сергей Макшанов



  • Нажмите, чтобы увеличить 03.jpg
  • Нажмите, чтобы увеличить 02.jpg
  • Нажмите, чтобы увеличить 01.jpg
  • Нажмите, чтобы увеличить 04.jpg
  • ВСЕМ ЕПАРХИАЛЬНЫМ ПРЕОСВЯЩЕННЫМ ИНФОРМАЦИОННОЕ ПИСЬМО "О подготовке новой редакции учебно-методического пособия "Практическое руководство по приходскому консультированию"
    Обращение по случаю принесения в пределы Русской Православной Церкви мощей святителя и чудотворца Николая, архиепископа Мир Ликийских. Часть 1.
    Обращение по случаю принесения в пределы Русской Православной Церкви мощей святителя и чудотворца Николая, архиепископа Мир Ликийских. Часть 2.





    ВИДЕОсюжеты

    Статьи и публикации

    Календарь новостей

    Синодальный Информационный Отдел