Председатель отдела по образованию и катехизации Тульской епархии, настоятель Свято-Алексиевского храма протоиерей Олег Анохин и директор Епархиального культурно-просветительского центра «Фавор» Марина Михалева приняли участие в уроке-беседе с десятиклассниками Центра образования №20 города Тулы, посвященного произведениям Николая Гоголя.

Елена Владимировна Буркова, заместитель директора ЦО №20 по учебно-воспитательной работе и преподаватель русского языка и литературы, предваряя встречу, поделилась: «Наш открытый урок посвящен достаточно сложному произведению Николая Гоголя «Размышления о Божественной Литургии», включенному в программу десятого класса. Во время знакомства с трудом Гоголя у ребят возникли вопросы. Разумеется, в общих чертах ответить на них может и учитель. Однако правильнее, на мой взгляд, предоставить слово священнику. Дело даже не в том, что преподаватель может допустить неточности в трактовке церковных понятий, а в том, что человек, избравший путь духовного служения, иначе воспринимает, а точнее проживает, смыслы, заложенные в главном православном богослужении, и может передать детям это восприятие духовной жизни, – продолжила она. – И мы были рады, когда отец Олег Анохин, настоятель Свято-Алексиевского храма, с которым нашу школу связывают давние отношения, откликнулся на приглашение.

Вместе с этим мы решили не ограничиваться только «Размышлениями о Божественной Литургии», но и обсудить повесть «Вий», и попросили поделиться мыслями об этом произведении Марину Александровну Михалёву. Общение с ней во время проведения конкурса ораторского мастерства «Златоуст» ребятам запомнилось и понравилось, особенно умением выстраивать дискуссию».

Прежде чем перейти непосредственно к предмету беседы протоиерей Олег Анохин отметил, что вокруг фигуры Николая Гоголя еще при его жизни велось множество разговоров, сводящихся к тому, был ли он мистиком или все же нет.

«Отголоски этих разговоров слышны и сегодня. Однако вне всякого сомнения Николай Васильевич был настоящим православным христианином, жившим в лоне Церкви, что полностью исключает мистику. Более того, как человек глубоко верующий, Гоголь стремился принять монашество. Но один из старцев Оптиной пустыни, отец Макарий, убедил его в том, что его путь – литературное творчество, а предназначение – через свои произведения пробуждать веру, православный дух в соотечественниках, которые в мирской суете увлеклись пышностью, комфортом и отстали от Бога, забыли про церковь, – пояснил батюшка. – Как писатель свою задачу Гоголь видел в том, чтобы вернуть их на правильный путь, ко Христу, Который сказал: «Я есмь путь и истина и жизнь» (Ин.14:6). И во всех его произведениях есть православная сторона, порой невидимая на первый неподготовленный взгляд. В последние годы жизни у Николая Васильевича возникает замысел создания «Размышлений о Божественной Литургии». Кстати, во вступлении писатель указывает, что цель книги — пояснить смыл Божественной литургии «юношам и людям, еще начинающим, мало знакомым с ее значением».

Если же говорить о встречающих в его повестях и рассказах колдунах, ведьмах и прочей нечисти, то нужно понимать, что это увлечение народными сказками, фольклором, и фигуры эти больше пародийные, комические. Исследователи творчества Гоголя при всей разности подходов едины в том, что сфера комического воздействия в его творениях неотъемлема от сферы нравственного. Достаточно только вспомнить комедию «Ревизор» или поэму «Мертвые души», чтобы с ними согласиться».

Далее отец Олег постарался на доступном уровне, сопровождая пояснениями и комментариями незнакомые понятия, названия богослужебных предметов, частей облачения священников и священнослужителей, их символику, донести основные мысли духовно-просветительского труда Гоголя.

Прежде всего – это красота Божественной литургии, ее неразрывность с вековыми духовными традициями, заключенными в рамки строгих канонов, но по-прежнему живыми, о которых так возвышенно поэтически говорит автор.

Другая важнейшая линия «Размышлений о Божественной литургии» ­ разъяснение глубокого смысла таинства Евхаристии ­ основы и вершины всего, что совершается в Церкви; события, к которому должна быть устремлена личная духовная жизнь верующего человека. Пребывающий вне этой духовной традиции не может быть настоящим христианином и чадом Церкви, и что еще печальнее, он остается не причастным к Источнику жизни – Телу и Крови Христовых.

От «Размышлений о Божественной Литургии» участники открытого урока перешли к обсуждению проблематики повести «Вий». Благодаря вопросам старших собеседников старшеклассники акцентировали внимание на некоторых существенных деталях, которые остались незамеченными или просто непонятыми при прочтении. И уже буквально с первых минут подростки подметили очевидную смысловую связь между двумя творениями Гоголя.

Безусловно, наибольший интерес у ребят вызвал образ главного героя богослова Хомы Брута, чье имя напоминает о сомневающемся апостоле Фоме, одном из учеников Христа, а фамилия – о римском сенаторе, отступившем от императора Цезаря и в итоге ставшим его убийцей. Что же за человек Хома: что в нем привлекает, а что отталкивает? Почему же именно этого бурсака выбирает в качестве жертвы для своих злых чар сначала панночка, а затем прочая нечисть? Что же кроется за этими темными силами, которые так выразительно и детально, явно опираясь на народные предания, изобразил Гоголь, и почему Хома оказался бессилен перед ними?

Размышления над этими вопросами натолкнула ребят на множество интересных и неожиданных для них самих мыслей. Постепенно они подошли к главному: как бы ни была насыщена повесть страшными персонажами и мистическими событиями, её посыл выходит за рамки просто жуткой истории, призванной подержать читателя в напряжении. Идея «Вия» – это извечное противостояние добра и зла в борьбе за душу человека. Главный герой и жертва злых сил, изначально не может устоять перед их искушением, а в решающий момент оказывается неспособным противиться им.

«Как вы помните, две ночи подряд Хому посещала различная нечисть, которая смотрела на него, и он видел этих чудовищ. Но приходит Вий, главное зло, и Хома понимает, что смотреть ему в глаза губительно. Если бы этот бурсак-недоучка не подался искушению, а продолжал спокойно и уверенно читать Священное Писание, то сколько бы ни смотрел на него Вий, ему бы ничего не угрожало, – отметила в ходе разговора Марина Александровна. – В этом-то и заключается лукавство любого века, в том числе и нашего – с каким невероятным удовольствием большая часть из нас откликается на разные «страшилки»! В каком-то ослеплении и безумии взрослые люди начинают пытаться заглянуть в глаза злу, которое тоже обладает обаянием и ожидает от нас только одного: чтобы мы оказались с ним глаза в глаза. И для кого-то проще посмотреть во тьму, нежели сделать усилие, отвернуться и обратиться в сторону Солнца. Этому же искушению подался и Хома. Он заглянул вовнутрь небытия, в вакуум – поскольку зло не конструктивно и не может создать человека вновь – и пропал в нем».

Другой существенный момент: главный герой – философ. Считая себя верующим человеком, он не полагается на веру, на Священное Писание и Предание, а живет исключительно человеческим умом, как и его окружение. Он не воспитывает в себе твердость духа, не сопротивляется слабостям и пристрастиям. О последствиях своего безалаберного образа жизни Хома старается не думать, утверждая как настоящий философ: «Чему быть, тому не миновать!». Так, постепенно день за днем, он становится легкой и привлекательной добычей для пороков. Совершая, казалось бы, не такие уж страшные проступки, он теряет себя, теряет Христа в себе, оказываясь в Его предателях. Потому-то так страшно и заканчивается жизнь Хомы.

Подводя итоги разговора, десятиклассники согласились с тем, что «Вий» — глубокое, многоплановое произведение, научающее рассматривать свои повседневные поступки, мысли под иным ракурсом. И, безусловно, повесть насущная, в ней так легко узнаются люди нашего века, в ней мы узнаем самих себя.

Марина Полянская, фото автора