На дворе – Петров пост. А еще – лето, которое у многих людей ассоциируется с каникулами, беспечностью, выездами на природу и… шашлыками. Как быть церковному человеку?..

Об этом – разговор с руководителем миссионерского отдела протоиереем Павлом Картушиным.

— Недаром Петров пост по-другому еще называется апостольским: он заканчивается праздником святых первоверховных апостолов Петра и Павла.

Пост этот летний, не такой строгий, как Великий или Успенский. Но, к сожалению, для многих православных христиан все сводится к летнему меню.

Попоститься: вот отгуляли Пятидесятницу, наелись скоромного, можно теперь и поговеть. Надо причаститься, исповедаться, ну, как положено в посты, а там – можно пойти и на поводу у окружающих…

Некоторые прямо и говорят: «Ну, не Великий же пост, нам некогда его соблюдать – нет сил, времени, суета вокруг…»

Но было бы гораздо логичнее посвятить время этого поста осмыслению апостольства в Церкви.

Петров пост как бы включает и нас в число апостолов, учеников Христовых, которые молитвой и постом созидали Церковь. Постились апостолы – постимся и мы, дабы почувствовать свое единение с учениками Господа.

Этот период в году – наше единство с апостолами, которые всю свою жизнь провели в воздержании и духовном делании. Отказываясь от поста, мы в каком-то смысле, отгораживаемся от Церкви, обособляем себя в нелепом желании посытней поесть и повеселиться.

Но если человек не научился воздержанию, то никогда не научится самообладанию, а не научившись самообладанию – не будет способен к управлению собой и к выстраиванию отношений с ближними.

Все взаимосвязано в духовной жизни, и без поста молитва будет не та, и победить соблазны не будет возможности. Под гнетом страстей и невоздержания человек будет чувствовать лишь одно недовольство, и – никакой радости.

— Бывает, что людям сложно смириться с долгим постом, который приходится на время праздности, отдыха и отпусков…

— В Церкви все мудро устроено: богослужения и молитвы, посты и праздники – все распределено так, что дает равномерную нагрузку, позволяет гармонично вписаться в духовную жизнь.

Долгое время без постов нам нельзя. Лето приносит с собой не только отдых, но и соблазн беспечности. Хочется отмахнуться от проблем, позволить себе всевозможные увеселения.

Если надолго остаться в таком состоянии, то соблазн захватит человека врасплох, поэтому для православных христиан Петров пост – определенное напоминание – о вечном, о духовном.

— А в отпуск ехать можно?

Пост – не препятствие к отдыху, но инструмент соблюдения разумной меры в нем. Смирение – одна из важнейших заповедей, не будем забывать об этом и в период Петровского поста: Церковь заповедовала нам воздерживаться – и слава Богу! Тем более, что пост этот не строгий: и рыба разрешается в определенные дни, и всевозможные овощи, ягоды, фрукты поспевают, да и «зелень травная».

Так, что надо принять призыв к посту с радостью и благоговением – как призыв к обновлению жизни, к радости преображения во Христе. Тогда все станет легче, предписания и правила окажутся добрым подспорьем в достижении главной цели – единства с Богом.

А роптать, жаловаться, что «все на шашлыках, а я обделен» не пристало, потому что это свидетельствует не о желании быть со Христом, а о слабости нашей, плотоугодии, которое достойно слез, а не потакания и угождения.

— И как тут действовать?

— Все дело в решимости: если человек отбросит сомнения и воспримет послушание, ему станет легко. Ведь пост – не помеха подлинной радости, а доброе средство ее достижения.

Петров пост, конечно же, не помеха выехать на природу с семьей, с друзьями. В конце концов, вместо шашлыка можно приготовить на мангале и рыбные блюда…

Но разве все дело в еде? Счастье не в мясных деликатесах и не в мороженом, а в живом общении, в возможности провести время с близкими – этого не запрещает ни один пост.

Но самое главное: когда душа с Богом, то любая земная радость становится еще более радостной, и посты этому лишь способствуют.

Но, как говорят Отцы Церкви, «отдыхать» от молитвы и богослужения – все равно, что отдыхать от дыхания и любви. В этом смысле апостольский пост следует воспринимать не как препятствие к отдыху, но как инструмент, с помощью которого христианин может соблюдать разумную меру в нем.

Ведь вряд ли кому-то в жару так уж хочется мясных, тяжелых блюд.

Так, что недаром сама природа во время Петрова поста предоставляет нам возможность очистить тело – а душа пусть очищается молитвой.

И да поможет Господь всем нам познать сладость воздержания и проистекающих от него плодов Духа!

Пресс-служба миссионерского отдела