В Исправительной колонии № 6 города Новомосковска состоялась встреча осуждённых с иереем Георгием Протопоповым, настоятелем Свято-Никольского храма ИК-6, и Олегом Михайловичем Сениным, преподавателем Тульской духовной семинарии, писателем и богословом.

Открывая встречу, батюшка напомнил собравшимся о начале Великого Поста и его значимости для духовно-нравственного совершенствования: «Церковь учит, что покаяние является началом и условием истинной христианской жизни. Первое призывное обращение Христа к людям звучало: «Покайтесь, ибо приблизилось Царство Небесное» (Мф. 4, 17). Каждому из нас всегда есть в чем каяться. Нередко нас не оставляют чувство вины и угрызения совести. Известно, что отдельных людей до смерти не покидает неотступное терзание о некогда содеянном. Так вот, предстоящий Великий Пост представляет собой, своего рода, школу покаяния. В эти дни всякий из нас получает возможность взыскательно и честно осмыслить свою жизнь, признать очевидные ошибки, промахи, и, доверившись Господу, продолжить жизнь по Его святым заповедям. Вы знаете, что завершением Поста и, по сути, и его целью является всерадостный праздник Пасхи Христовой. Он знаменует, что воскресший Сын Божий, предлагает и дарует нам новую жизнь, которая воссияла из гроба. Большинству из вас возможность такой жизни была дана в Таинстве Крещения, свершенного над вами в младенчестве. Но, к сожалению, далеко не все крещаемые впоследствии дорожат и пользуются этой благословенной возможностью. Многие живут так, будто Христос не принял за них поношения, крестные муки и мученическую смерть. И самое страшное, что тем самым они напрочь отвергают бесценный дар спасительного общения с Богом, как здесь, так и вечности».

Затем Олег Михайлович рассказал о каждой из подготовительных недель к Великому Посту. Но более заостренно он затронул смысл притчи о Блудном сыне. Как известно, суть притчи проста, но глубоко назидательна. Она выражает горький опыт отпадения от Бога отдельного человека и человечества в целом. Из нее же мы узнаем о горьком жизненном опыте блудного сына, который, в конце концов, привел его к покаянию и желанию вернуться в покинутый им родной дом к любящему и всепрощающему отцу. Но, казалось бы, что побудило его, оставив за спиной уют и довольство жизнью под родительским кровом, искать счастья на чужбине? Первичная причина греха состоит в обманчивом убеждении, что счастье вовсе не в Боге, а где-то там, на стороне, далече. Давнее и роковое заблуждение!.. В момент объяснения с отцом, самонадеянный юноша не мог предвидеть ожидающих его горестей и лишений. До разрыва сыну ни в чем не было отказа: в доме царил великодушный принцип «все мое – твое». Можно себе представить, как потрясли и огорчили отца вызывающе дерзкие слова его неблагодарного сына. «Каждый из вас, — продолжил гость, — может припомнить нечто подобное и из своего прошлого. Ведь сколько огорчений и слез утрат мы доставляем нашим родным и близким своим безрассудством. Но таков парадокс, горький, как уксус: одержимые личными интересами, мы становимся глухи к доводам и переживаниям наших близких. Насладившись вседозволенностью и беспечным расточительством, мы неизбежно попадаем в «кутузку» стесненных обстоятельств. Упрямое своеволие неизбежно сталкивает нас лоб в лоб с непреложными законами бытия, которые установлены вовсе не нами, а самим Господом Богом. Пренебрегая призванием стать «образом и подобием Божиим», незаметно для себя мы опускаемся до низов скотоподобия. Так произошло и с блудным сыном». Вчера еще баловень жизни, он болезненно переживал свое бессилие и неспособность что-либо переменить. Вид окружавшего убожества, бесчеловечность нового хозяина заставили его вспомнить об отчем доме, атмосфере любви и понимания. Прежняя жизнь виделась утраченным раем, а забота отца уже не казалась докучливой опекой. Он готов был со смирением служить в родительском доме последним из наемников, только бы пришел конец постылому прозябанию на чужбине. Как сказано в притче, блудный сын, наконец-то, одумался и «пришел в себя»: теперь он точно знал, где и как ему следует прожить отведенное Богом время. Вот как звучала мольба блудного сына к своему отцу: «Отче! я согрешил против неба и пред тобой, и уже недостоин называться сыном твоим, прими меня в число наемников твоих» (Лк. 15, 18-19). Завершая тему, Олег Михайлович отметил: «Всякий из нас, раскаиваясь, не должен забывать о готовности Господа принять в объятия каждого, кто с покаянием возвращается к Нему. Но для нас лучше было бы никогда и не оставлять Вселюбящего Отца!.. Хочется, чтобы каждый одумался, пришел в себя и однажды вспомнил, что Господь не переставая ждет и по-прежнему любит заблудших детей Своих. Он не желает, чтобы мы, застигнутые смертной кончиной, услышали Его горестные слова: «Узами человеческими влек Я вас, узами любви» (Ос. 11, 4).

В завершении встречи гости передали в библиотеку храма книги, журналы и аудиодиски.

Информационная служба Отдела по взаимодействию с пенитенциарными учреждениями