В Следственном изоляторе №1 Управления федеральной службы исполнения наказаний России по Тульской области прошла встреча протоиерея Сергия Мосягина, настоятеля Свято-Серафимовского храма города Тулы, и Олега Михайловича Сенина, заместителя председателя Тульского отделения Общества русской словесности, с сотрудниками изолятора. Темой общения стала обзорная информация о православии и исламе, как основных исповеданиях современной России.

Предваряя беседу, отец Сергий отметил: «Многочисленные народы, составляющие наше Отечество в своем историческом, культурном и религиозном развитии стали восприемниками и исповедниками трех мировых религий: христианства, ислама и буддизма. Потому, так важно для сохранения единства в нашем многомиллионном населении придерживаться взаимного уважения к существующим верованиям, национально-культурному своеобразию и тем самым избегать противоречий, которые могут привести к утрате религиозного мира. С этой целью, сегодня перед вами выступит человек, который несколько лет преподавал в Тульском педагогическом университете историю мировых религий. Помимо этого, Олег Михайлович, будучи магистром богословия, в Тульской духовной семинарии читает лекции по сектоведению и современным религиозным течениям. Не сомневаюсь, что в предстоящий час вы узнаете много интересного и необходимого для вашей воспитательной работы».

Лекцию Олег Михайлович построил по принципу сравнительного религиоведения. Прежде всего было обозначено, что христианству и исламу присуща вера в Единого Всемогущего и Всеведующего Бога. Таковым для православных является Единая и Нераздельная Троица, а для мусульман — Аллах. Будучи монотеистическими исповеданиями, эти религиозные конфессии, между тем, имеют существенные различия в понимании природы Божества, Его замысла по отношению к сотворенному миру и человеку.

Основываясь на вероучительных положениях Библии и Корана, лектор сопоставил и сравнил сходные для этих книг понятия: сотворение мира, предназначение человека, понимание добра и зла, добродетели и греха, заповеди и практического благочестия. Для наглядности, он прочел молитву «Отче наш» и сопоставил её содержание с Фатихой — первой сурой из Корана, которую обязан знать наизусть каждый правоверный.

Особый интерес у слушателей вызвало сопоставление личности Господа Иисуса Христа с пророком Мухаммедом. Оба они призывали своих последователей к справедливости, честности и милосердию. На сходстве заповедей явно сказалось заимствование из Библии событий, персоналий и отдельных предписаний, так как Мухаммед жил и проповедовал в VII веке после Рождества Христова. Известно, что основатель ислама, общаясь с иудеями и христианами, был знаком с событиями из библейской истории. Между тем, как отметил гость, в Коране напрочь отсутствует необходимость в искупительной жертве Сына Божьего для падшего человека.

Собравшиеся немало узнали об особенностях намаза — пятикратной ежедневной молитвы, о духовно-очистительном значении уразы — ежегодного поста в месяце Рамадане. Как известно, ураза предполагает полное воздержание от пищи, пития, равно как и от всего, что отвлекает от благочестивой жизни. Но в то же время от захода Солнца до рассвета все эти ограничения снимаются. Далее, было показано сходство закята — специального налога в пользу нуждающихся, с ветхозаветной заповедью о десятине и христианской благотворительностью.

Несомненно, что эти предписания способствуют справедливому перераспределению материальных благ и смягчают остроту социального неравенства. Также была проведена аналогия между православным паломничеством ко святым местам и хаджем- благочестивой обязанностью для мусульманина хотя бы раз в жизни посетить Мекку.

Отмечая позитивные особенности ислама, Олег Михайлович, наряду с этим заострил внимание на проявлениях религиозного экстремизма, выразившегося последнее время в ваххабизме. На исторических фактах он показал, что джихад, предполагающий внутреннее противостояние всякого мусульманина к греховным побуждениям и помыслам, на практике может выразиться в фанатичном и жестоком истреблении ни в чем неповинных людей. Для примера были упомянуты события в Будённовске, взрыве в московском метро и захват заложников в концертном зале на Дубровке.

В завершении гость рассказал о совместном и благонаправленном участии в нашей стране православных и мусульман в общественной и социальной политике, миротворческих и благотворительных акциях. Перед тем как прочесть стихи А. С. Пушкина из цикла «Подражание Корану», Олег Сенин напомнил, что первый перевод этой книги был осуществлен в 1716 году по указу Петра I. А напечатан он был в синодальной типографии в Санкт-Петербурге. В настоящее время имеют хождение более десяти переводов этой священной для мусульман книги.

…Почто ж кичится человек?
За то ль, что наг на свет явился,
Что дышит он недолгий век,
Что слаб умрет, как слаб родился?

За то ль, что бог и умертвит
И воскресит его — по воле?

Что с неба дни его хранит
И в радостях и в горькой доле?

За то ль, что дал ему плоды,
И хлеб, и финик, и оливу,
Благословив его труды,
И вертоград, и холм, и ниву?..

Прощаясь, гости передали собравшимся православные книги, журналы и аудиодиски.

Марина Полянская