В Тульской духовной семинарии  в рамках Хомяковского лектория при содействии культурно-просветительского центра «Фавор» состоялась встреча с Борисом Межуевым – кандидатом философских наук, доцентом кафедры истории русской философии философского факультета МГУ имени М.В. Ломоносова, политологом и журналистом. Особое место в деятельности Бориса Вадимовича как специалиста в области русской философии занимает исследование творчества мыслителя, богослова и поэта Владимира Соловьева, что определило тематику просветительской лекции.

Во встрече с почетным и желанным гостем приняли участие члены Хомяковского общества, студенты и преподаватели Тульской духовной семинарии,  туляки, интересующиеся наследием великого земляка.

К собравшимся обратился Георгий Белькинд, клирик Иоанно-Предтеченского храма города Венева, президент Образовательного фонда имени братьев Трубецких, при непосредственном участии которого стала возможна эта встреча. Отец Георгий отметил, что Хомяковский лекторий организован  по благословению митрополита Тульского и Ефремовского Алексия.

«Обращение к наследию Алексея Степановича Хомякова в Туле никого не может удивить, это кажется естественным, хотя эта естественность обманчива. Оказывается, что требуются немалые усилия, которые далеко не сразу приносят плоды. А потому нам предстоит актуализировать наследие Алексея Степановича совместными усилиями,- произнес он.- Идея проведения лектория возникла во время Хомяковских чтений, состоявшихся в мае нынешнего года  в Богучарово с участием  представителей кафедры истории русской философии факультета философии МГУ, Литературного института и кафедры философии  религии Православного Свято-Тихоновского университета.

Сегодняшняя встреча –  это продолжение разговора, начатого в мае, о славянофильстве как неотъемлемой части культурного  и интеллектуального ландшафта России XIX века  в контексте его хронологического развития и дальнейших судеб.

Следуя заданной логике, мы решили обратиться к проблеме «Славянофильство и философия Владимира Соловьева». Особый интерес в этой теме представляет некое столкновение корпуса славянофильских идей с той глыбой, которую являет собой Соловьев как первый систематик русской мысли».

Представляя участникам события Бориса Вадимовича Межуева, отец Георгий подчеркнул, что он является  одним из ведущих исследователей творчества Владимира Соловьева, который отдает много сил и времени подготовке к изданию академического собрания сочинений выдающегося философа.

В свою очередь Борис Межуев прежде чем приступить непосредственно к лекции, отметил, что, несмотря на ясность темы – славянофильство и Владимир Соловьев – она остается малоизученной. Во всяком случае,  ему неизвестно ни одна монография, где она была бы исчерпывающе исследована.

«Тем не менее, диалектичность этой проблемы заключается в следующем. С одной стороны, Соловьев воспринимался современниками, по крайней мере, до 1885 года,  не просто как подражатель славянофильства, а как человек, являющийся наследником, в точном смысле этого слова, мыслителей славянофильской школы, которые ушли из жизни очень рано. Это Иван Васильевич Киреевский, Алексей Степанович Хомяков и Константин Сергеевич Аксаков.

Когда в 1874 году Соловьев заявил свою знаменитую магистерскую диссертацию «Кризис западной философии (против позитивистов)» и выступил в Петербургском университете, бросая вызов позитивизму и открыто обращаясь к наследию славянофилов, многие – отчасти справедливо, отчасти нет — увидели в нем человека,  подхватившего знамя славянофилов и развивающего идеи не столько Хомякова, сколько  Киреевского о возможностях и необходимостях новых начал для философии,  — продолжил Борис Вадимович.-  Однако постепенно у многих мыслителей возникает сильнейшее разочарование в Соловьеве, когда они начинают понимать, что он шаг за шагом отдаляется от славянофильства и движется в сторону религиозно-ориентированного западничества.

С другой стороны, выдвигается  противоположный тезис, имеющий очень авторитетного сторонника в лице Алексея Федоровича Лосева. Заключается он в том, что Соловьев и славянофильство представляют собой очень разные направления русской философской мысли».

В продолжение разговора Борис Вадимович  выразил мысль, что философская линия Хомякова – это радикальный теизм, исходящий из представления о первичности свободно-творческой воле, о первичности креативного начала во Вселенной. Линия же Владимира Соловьева, по мнению ученого, совершенно иная, и проистекает она из идеи, предполагающей диалектическую взаимодополняемость  свободно-творческой воли и природной необходимости.  И эта принципиальная разница во взглядах, как отмечают многое исследователи Соловьева, просматривается  изначально в одной из первых его статей «Мифологический процесс древнего язычества», опубликованной в 1873 году.

Развивая обозначенный тезис далее, Борис Межуев  последовательно, опираясь на труды Владимира Соловьева и Алексея Хомякова,  обращаясь к историческому и интеллектуальному контексту, проследил, как и относительно каких аспектов  развивалась  полемика первого со славянофилами,  порой переходящая в идейную схватку. Однако, как известно,  в трудах, созданных в последние годы жизни,  Соловьев отказался от многих своих критических выпадов в адрес славянофилов  и непосредственно Хомякова.

По завершении лекции все желающие смогли  поделиться  своими  мыслями об услышанном, а также обратиться  к Борису Вадимовичу с  вопросами, на которые он с удовольствием ответил.

В рамках встречи Марина Александровна Михалева, директор Епархиального культурно-просветительского центра «Фавор»,  представила выпуск сборника «Хомяковские чтения», изданный по благословению митрополита Тульского и Ефремовского Алексия Тульской духовной семинарией.

Открывается издание Словом владыки Алексия, произнесенным на первой творческой встрече в родовом имении мыслителя Богучарово.

В сборник включены статьи известных российских ученых — участников Хомяковских чтений «Истоки славянофильства», состоявшихся в мае 2018 года. В их числе доктор философских наук, заслуженный профессор Московского университета, заведующий кафедрой истории русской философии философского факультета МГУ Михаил Александрович Маслин; доктор философских наук, профессор, заведующий кафедрой философии религии и религиозных аспектов культуры богословского факультета ПСТГУ Константин Михайлович Антонов, доктор филологических наук, профессор, заслуженный деятель науки РФ, заведующий кафедрой зарубежной литературы Литературного института им. М. Горького Борис Николаевич Тарасов;  доктор  исторических наук, доцент исторического факультета МГУ Екатерина Николаевна Цимбаева; старший преподаватель кафедры истории и археологии факультета истории и права ТГПУ Елена Игоревна Иванова.

В издание также включены работы участников Международной  научной конференции по русской философии, прошедшей в 2017 году в Кракове под названием: «Алексей Хомяков. Мы – соборность». В частности, материалы профессора факультета языков университета Лион – 3 им. Жана Мулена (Франция) Франсуазы Лесур; доктора философских наук, профессора, заведующего кафедрой философии и социально-политических дисциплин Полтавского национального технического университета Геннадия Евгеньевича Аляева.

В завершение встречи были анонсированы две новые встречи в рамках Хомяковского лектория, которые состоятся уже в 2019 году. Согласно планам, первая пройдет в марте, во время празднования Дня православной книги, а вторая – в мае, в дни памяти Алексея Степановича Хомякова.

Марина Полянская
Фото автора